Психологические особенности детей дошкольного возраста в рамках нормального развития

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Психологические особенности детей дошкольного возраста в рамках нормального развития

Страница 1

В отношении начала младенческого периода большинство авторов единодушно отмечают, что он начинается в двухмесячном возрасте (Выготский Л.С., Лисина М.И. и др.) Если исходить из социальной ситуации, реализуемой в процессе становления собственной активности ребенка, то началом младенчества выступает появление «комплекса оживления». Л.С. Выготский: Симптомом нового периода авторы считают появление улыбки на разговор, т.е. первую специфическую реакцию ребенка на человеческий голос. Исследования Ш. Бюллер и Г. Гетцер показали также, что первые социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении его психической жизни, наблюдаются на границе первого и второго месяца жизни… Все это заставляет предполагать, что именно здесь лежит верхняя граница новорожденности, переходя которую ребенок вступает в новый возрастной этап развития (3)

Л.С. Выготский «Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру, оказывается всегда отношением преломленным через отношение к другому человеку.» (4).

Личностным новообразованием в младенчестве с точки зрения Л.С. Выготского, является возникающая потребность в общении, выражающаяся в активном поиске социального контакта. Поиск социального контакта проявляется в инстинктивных действиях младенца по отношению к близкому взрослому. На шестом-седьмом месяцах появляется дифференцирующее отношение ребенка к знакомым и незнакомым людям, т.е. деление на «своих» и «чужих» (6).

В отношении перехода к периоду раннего детства в психологической литературе встречаются определенные противоречия. Так, Л.С. Выготский отмечая, что переход от младенчества к раннему детству происходит на десятом месяце жизни ребенка, писал: «Знаменательным поворотным пунктом является десятый месяц, когда по исчезновении бесцельных движений, наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия, применение слов, выражающих желание» (6). Выготский выделял 2 стадии младенческого периода, граница между которыми устанавливается между пятым и шестым месяцами, признак этой границы – появление собственной активности.

Для Д.Б. Эльконина показателем перехода к раннему детству является интенсивное развитие функциональных действий с предметами и образующееся противоречие между возросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями с взрослыми, когда активность ребенка

прямо «организовывалась» взрослыми и опосредствовалась неспецифическими, неречевыми формами общения. Этим объясняется и появление речевого общения в конце первого – начале второго года жизни, принимаемое за начало нового периода (7) П.Я. Гальперин разработал понятие – «орудие». (10)

Орудийное опосредствование появляется только на втором году жизни ребенка, что свидетельствует о начале усвоения им общественно- исторического опыта через присвоение социальных эталонов речевых и внешне – предметных действий (при взаимодействии с взрослым, на основе подражания.)

Предметные манипуляции (собственное тело, элементы речи – звукоподражательные слова «зеркальные» и т.п.) – как суть ведущей деятельности данного периода. (11.).

Личностное новообразование раннего возраста – речь. (8). Позиция «Я – сам» знаменует переход к новому этапу формирования личности. Ребенок становится инициатором и организатором собственной активности. «Кризис трех лет». (Сделать наоборот).

В дошкольном возрасте, взрослый для ребенка носитель социальной функции. Реализация этой новой социальной ситуации развития и реализуется в основной деятельности данного периода – ролевой игре. В игре ребенок выполняет свою роль, с другой стороны – контролирует свое поведение, т.е. игра – это школа произвольного поведения.

(Эльконин Д.Б. к проблеме периодизации развития советского школьника.)

Смыслообразующим стержнем дошкольного периода (формируемым в процессе ролевых игр) можно назвать потребность в социальном соответствии, т.е. усвоение правил социального действия, а затем взаимодействия и кооперации с одновременным усилением роли оценки взрослого.

В игре возникает и развивается способность сопереживать.

Новообразования – способность подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и способность правильно воспроизводить социальные нормы поведения с сознательной оценкой этой правильности.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Развитие теории научного познания после постпозитивизма
После постпозитивизма развитие эволюционной эпистемологии пошло по двум основным направлениям. Во-первых, по линии так называемой альтернативной модели эволюции (К. Уоддингтон, К. Халквег, К. Хугер и др.) и, во-вторых, по линии синергетич ...

Основные механизмы гетеросуггестивной психотерапии
Суггестия – это сообщение, которое гипнотизер адресует субъекту, и, как любое сообщение, призвано особым образом изменить мысли, чувства и поведение рецепиента. Гипноз относится к взаимодействию между двумя людьми, один из которых опреде ...

Расстройтсва сна
Снохождение и ночные страхи связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. Дети обычно полностью забывают эти эпизод ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта