Психологические особенности детей дошкольного возраста в рамках нормального развития

Психология » Рассогласование декларируемых и реализуемых типов отношений родителей к детям с ограниченными возможностями, как предмет коррекции » Психологические особенности детей дошкольного возраста в рамках нормального развития

Страница 1

В отношении начала младенческого периода большинство авторов единодушно отмечают, что он начинается в двухмесячном возрасте (Выготский Л.С., Лисина М.И. и др.) Если исходить из социальной ситуации, реализуемой в процессе становления собственной активности ребенка, то началом младенчества выступает появление «комплекса оживления». Л.С. Выготский: Симптомом нового периода авторы считают появление улыбки на разговор, т.е. первую специфическую реакцию ребенка на человеческий голос. Исследования Ш. Бюллер и Г. Гетцер показали также, что первые социальные реакции ребенка, свидетельствующие об общем изменении его психической жизни, наблюдаются на границе первого и второго месяца жизни… Все это заставляет предполагать, что именно здесь лежит верхняя граница новорожденности, переходя которую ребенок вступает в новый возрастной этап развития (3)

Л.С. Выготский «Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру, оказывается всегда отношением преломленным через отношение к другому человеку.» (4).

Личностным новообразованием в младенчестве с точки зрения Л.С. Выготского, является возникающая потребность в общении, выражающаяся в активном поиске социального контакта. Поиск социального контакта проявляется в инстинктивных действиях младенца по отношению к близкому взрослому. На шестом-седьмом месяцах появляется дифференцирующее отношение ребенка к знакомым и незнакомым людям, т.е. деление на «своих» и «чужих» (6).

В отношении перехода к периоду раннего детства в психологической литературе встречаются определенные противоречия. Так, Л.С. Выготский отмечая, что переход от младенчества к раннему детству происходит на десятом месяце жизни ребенка, писал: «Знаменательным поворотным пунктом является десятый месяц, когда по исчезновении бесцельных движений, наблюдаются зачатки дальнейшего развития более сложных форм поведения: первое применение орудия, применение слов, выражающих желание» (6). Выготский выделял 2 стадии младенческого периода, граница между которыми устанавливается между пятым и шестым месяцами, признак этой границы – появление собственной активности.

Для Д.Б. Эльконина показателем перехода к раннему детству является интенсивное развитие функциональных действий с предметами и образующееся противоречие между возросшими потребностями и возможностями ребенка и прежними отношениями с взрослыми, когда активность ребенка

прямо «организовывалась» взрослыми и опосредствовалась неспецифическими, неречевыми формами общения. Этим объясняется и появление речевого общения в конце первого – начале второго года жизни, принимаемое за начало нового периода (7) П.Я. Гальперин разработал понятие – «орудие». (10)

Орудийное опосредствование появляется только на втором году жизни ребенка, что свидетельствует о начале усвоения им общественно- исторического опыта через присвоение социальных эталонов речевых и внешне – предметных действий (при взаимодействии с взрослым, на основе подражания.)

Предметные манипуляции (собственное тело, элементы речи – звукоподражательные слова «зеркальные» и т.п.) – как суть ведущей деятельности данного периода. (11.).

Личностное новообразование раннего возраста – речь. (8). Позиция «Я – сам» знаменует переход к новому этапу формирования личности. Ребенок становится инициатором и организатором собственной активности. «Кризис трех лет». (Сделать наоборот).

В дошкольном возрасте, взрослый для ребенка носитель социальной функции. Реализация этой новой социальной ситуации развития и реализуется в основной деятельности данного периода – ролевой игре. В игре ребенок выполняет свою роль, с другой стороны – контролирует свое поведение, т.е. игра – это школа произвольного поведения.

(Эльконин Д.Б. к проблеме периодизации развития советского школьника.)

Смыслообразующим стержнем дошкольного периода (формируемым в процессе ролевых игр) можно назвать потребность в социальном соответствии, т.е. усвоение правил социального действия, а затем взаимодействия и кооперации с одновременным усилением роли оценки взрослого.

В игре возникает и развивается способность сопереживать.

Новообразования – способность подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и способность правильно воспроизводить социальные нормы поведения с сознательной оценкой этой правильности.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Структурализм
На рубеже XIX и XX вв. структурализм был самой распространенной и значительной психологической школой в США. Основатель этой школы Э. Титченер (1867-1927). Титченер называл свою теорию структурализмом, поскольку считал, что предметом пси ...

Причины конфликтов
У всех конфликтов есть несколько причин, основными из которых являются ограниченность ресурсов, которые надо делить, различия в целях, различия в представлениях и ценностях, различия в манере поведения, уровне образования и т.п. Распреде ...

Психическая ригидность в этиопатогенезе нервных расстройств
Психическая ригидность является одной из тех территорий психологии, вступив на которую исследователь оказывается на очень зыбкой почве, насыщенной всяческими трудностями и сюрпризами. Психическая ригидность – отнюдь не простое понятие, и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта