Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей

Психология » Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей

Проблема подросткового (14-16) возраста в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, возникшим разрывом школы (теории) от жизни (практики), утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современного юношества.

С точки зрения большинства авторов педагогики и психологии этот возраст представляет собой критический период [5, 9, 14, 21], т.к. считается возрастом становления самостоятельной личности. Главными новообразованиями возраста являются способность к осознанному построению собственной жизненной перспективы и умение реализовать себя в соответствии с поставленными целями. Именно этим ключевым понятиям посвящена наша дипломная работа.

С психологической точки зрения жизненная перспектива - это определение человеком своего жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь; а мотивация к самореализации - в целом, стремление реализовать себя, осознание и понимание о способах реализации своих способностей, в соответствии с имеющимися возможностями.

На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется динамичностью, неопределенностью, нестабильностью протекания всех общественных процессов. Главными характеристиками современного общества являются: отсутствие устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития. Такое общество лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Такой же неопределенностью характеризуется обстановка в семье. Особенно, ситуация осложняется тогда, когда мы имеем дело с социально неблагополучной семьей. Ее быт, особенности семейного уклада только усугубляет их положение. Следовательно, ситуация в семье характеризуется противоречивостью, т.е., с одной стороны, необходимостью формирования у подростка вышеперечисленных качеств, а с другой, отсутствием необходимых условий для формирования главных новообразований подросткового возраста.

Информация по теме:

Выводы
Сколько людей, столько и личностей. Каждый психолог знает, что без конфликтов развитие человека, личности невозможно. У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество недостатков, идей, стремлений, ошибок, моделей поведени ...

Индекс потребительских настроений
Для повышения престижа (влияния) психологической экономики, преимущества которой устойчиво ассоциировались с микроуровнем, было важно найти способ учёта психологических факторов на макроуровне. Взаимосвязь макро и микротеорий проблематичн ...

Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
моторика В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности, которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольно ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта