Таким образом, мы поняли, что на формирование жизненной перспективы и уровня развитости потребности в самореализации влияет, главным образом, семья. В любой семье подросток проходит социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями), ценностными установками (просоциальными, асоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи, важность которой не может быть восполнена другими институтами социализации. Поэтому, для нас очень важным оказывается, чтобы подросток рос в социально благополучной семье.
Все вышеуказанные черты и особенности данных подростков мы проверили с помощью описанных ранее нами методик. В результате исследования выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась. А именно: первая гипотеза о степени развития потребности в самореализации у подростков из социально неблагополучных семей имеет низкий уровень развития. Вторая же гипотеза подтвердилась полностью: жизненная перспектива респондентов представленной группы слабо структурирована, четко не определена. Отсутствие умения построения картины будущего во взаимосвязи с настоящим не осознается данными подростками. Мы считаем, что для социально неблагополучных эта проблема не является актуальной, у них пока не сложилось четкого представления о том, каким образом, какими способами можно достичь желаемого. У последних, связь времен отсутствует, "настоящее", как это ни парадоксально, тянется из прошлого, не представляет для подростков особой ценности. Не говоря уже о "будущем", которое представляется им мало оптимистичным, не предвещающем ничего хорошего. Поэтому у таких подростков и степень развития потребности в самореализации является очень низкой. Данные ребята просто существуют, не видят возможности своего благоприятного будущего в силу огромного негативного влияния семьи, ощущения состояния собственной беспомощности, неверия в свой личностный потенциал, внутренние силы.
Информация по теме:
Аналитическая психология
Швейцарский психолог К. Юнг (1875-1961) окончил университет в Цюрихе. Пройдя стажировку у психиатра П. Жане, он открывает собственную психологическую и психиатрическую лабораторию. В это же время он знакомится с первыми работами Фрейда, о ...
Что говорил Кречмер
Эрнст Кречмер
психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. Среди его публикаций особое место занимают работы по соотношению конституции тела и характера. В начале 20-х годах он пережил особы ...
Семья как персональная микросреда развития ребенка
Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность, обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а такж ...