Для повышения престижа (влияния) психологической экономики, преимущества которой устойчиво ассоциировались с микроуровнем, было важно найти способ учёта психологических факторов на макроуровне. Взаимосвязь макро и микротеорий проблематична, в том числе и в экономической теории: то, что может быть верным на микроуровне, не обязательно оказывается справедливым при макрообобщениях. А поскольку психология изначально была ориентирована на исследования индивидуального поведения, применимость экономико-психологических моделей на макроуровне была особенно сомнительна. Однако исследования Дж. Катоны не ограничились проблемами микропорядка, найдя себе применение при решении макроэкономических проблем в области формирования финансовых ожиданий, сбережений, налогообложения, безработицы и инфляции.
Примером успешно работающей экономико-психологической модели макроуровня является индекс потребительских настроений (Index of Consumer Sentiment, ICS), который был разработан в 1950-е годы группой исследователей Мичиганского Университета под руководством Дж. Катоны. Он до сих пор с минимальными изменениями рассчитывается во многих странах (в Европе его называют индексом потребительских ожиданий). Первоначально он измерялся три раза в год, а, начиная с 1960 года, опросы стали проводиться ежеквартально. С 1955 года результаты замеров регулярно публикуются наряду с основными макроэкономическими статистическими показателями.
Индекс рассчитывается на основе пяти вопросов, задаваемых регулярно в репрезентативных опросах общественного мнения.
Два вопроса относятся к сфере личных финансов:
Как изменилось материальное положение Вашей семьи за последний год?
-стало лучше
-стало хуже
- осталось прежним
Какие изменения материального положения Вашей семьи ожидаются через год?
- станет лучше
- станет хуже
- останется прежним
Следующие три вопроса касаются оценок экономической ситуации в целом:
Как вы считаете, какие времена ожидают экономику через 12 месяцев?
- хорошие
- плохие
- не хорошие, но и не плохие
Как вы считаете, какие времена ожидают экономику через 5 лет?
- хорошие
- плохие
- не хорошие, но и не плохие
Как вы считаете, сейчас хорошее или плохое время для того, что бы делать крупные покупки?
- хорошее
- плохое
- не хорошее, но и не плохое
Шкала ответов может состоять из трёх или пяти пунктов, но обязательно должна быть возможность в последующем сгруппировать ответы в три группы:
стало лучше, станет лучше, будут хорошие;
не изменилось, не изменится, будут такими же;
стало хуже, станет хуже, будут плохими.
Сначала строятся частные индексы: по каждому вопросу из доли положительных ответов (1) вычитается доля отрицательных (3) и к этой разнице прибавляется 100 (для того, чтобы индекс не принимал отрицательных значений). А затем совокупный индекс рассчитывается как среднее арифметическое из частных индексов. Таким образом, он может принимать значения от 0 до 200. Нулевое значение возможно в том случае, если все респонденты дают только негативные оценки, 100 – наблюдается равновесие между положительными и отрицательными оценками, 200 – присутствует всеобщий оптимизм. Добавим, что на основе тех же пяти вопросов можно получить частные индексы: индекс текущего состояния экономики (1+5) и индекс экономических ожиданий (2+3+4).
Информация по теме:
Выводы
Сколько людей, столько и личностей. Каждый психолог знает, что без конфликтов развитие человека, личности невозможно. У каждого из нас в течение жизни формируется огромное количество недостатков, идей, стремлений, ошибок, моделей поведени ...
Мотивация, ее виды и волевые процессы
Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. Но особенное значение в этом плане психология мотивации имеет для представителей профессий так наз ...
Восточная физиогномика
В XIX веке развилось одно из направлений физиогномики - френология - искусство чтения характера человека по форме его черепа. Ее приверженцы Ломброзо и И. Пенде трактовали биотип человека и его лицо, как фатальный результат заложенных при ...