Основные техники рационально-эмотивной терапии

Психология » Теоретический анализ основ рационально-эмотивной терапии и особенностей её практического применения » Основные техники рационально-эмотивной терапии

Страница 1

Некоторые когнитивные психотерапевты, например, Поль Дюбуа и Альфред Адлер использовали в своей работе почти исключительно интеллектуальные техники – такие, как убеждение и обучение. Другие когнитивисты, к примеру, Джордж Келли, работали в основном с эмотивными техниками, скажем, с фиксированной ролевой игрой. Некоторые когнитивно-бихевиоральные психотерапевты – один из них Эммелькамп – в основном прибегали к бихевиоральным методам, например к десенситизации in vivo.[29]

Теория РЭТ гласит, как уже было сказано выше, что мысли, эмоции и чувства неразрывно связаны между собой. Поэтому с самого своего возникновения РЭТ уделяла одинаковое внимание всем трём модальностям (когнитивной, эмотивной и бихевиоральной). Она стала первой по-настоящему мультимодальной психотерапевтической школой.[30]

РЭТ свободно заимствует техники из других терапевтических систем, но принимаются лишь те из них, которые не противоречат базовой теории РЭТ. Говоря о техниках, Эллис подчёркивает, что РЭТ-терапевтов волнуют, в частности, кратковременные и долговременные эффекты конкретных терапевтических методик: они редко будут использовать методики, имеющие моментальный позитивный результат, но негативные отсроченные последствия.[31]

В настоящее время существует огромное количество когнитивных, эмоциональных и поведенческих техник, но они, по мнению Эллиса, не являются «чистыми». Это значит, что каждая содержит в себе и когнитивные, и эмоциональные, и поведенческие элементы, но один из них является преобладающим.[32]

Рассмотрим основные техники РЭТ.

Когнитивные техники.

Самой распространенной техникой является дискутирование (оспаривание) иррациональных идей. Есть три подкатегории оспаривания: детекция, дебатирование и дискриминация.

Детекция включает в себя поиск дисфункциональных взглядов, которые ведут к саморазрушительным эмоциям и поступкам. Когнитивно-иррациональные установки могут быть обнаружены благодаря явным или не выраженным непосредственно признакам требовательности «должен», «обязан», «надо». Кроме того, Эллис обращает внимание на явные и неявные фразы типа «Это ужасно!» или «Я не могу этого вынести», которые указывают на производные от имеющихся первичных и вторичных иррациональных убеждений.

Дебатирование представляет собой множество вопросов, которые терапевт задает клиенту, чтобы помочь ему отказаться от своей иррациональной идеи. Терапевт требует от своих клиентов использовать разум, логику и факты при защите своих убеждений. Целью этого опроса является объяснение клиентам, почему их иррациональные убеждения не выдерживают критики. Нельсон-Джоунс перечисляет некоторые вопросы для обсуждения, которые терапевты должны задать клиентам, а клиенты — самим себе:

«Какое иррациональное убеждение я хочу обсудить и от какого иррационального убеждения я хочу отказаться?»

«Могу ли я рационально защищать это убеждение?»

«Какие существуют доказательства истинности этого убеждения?»

«Какие существуют доказательства ошибочности этого убеждения?»

«Почему это ужасно?»

«Почему я не могу этого вынести?»

«Каким образом это делает меня отвратительным (слабым) человеком?»

«Почему я должен всегда все делать плохо в будущем?»

«Каким эффективным новым убеждением (философией) я могу заменить мое иррациональное убеждение?»[33]

По мнению Нельсон-Джоунса, желательный когнитивный результат обсуждения определенных иррациональных убеждений и их производных — это составление оптимального набора предпочтительных убеждений или эффективных новых философий, связанных с каждым убеждением. Желательные эмоциональные и поведенческие результаты должны быть получены на базе эффективных новых философий, и эти результаты должны взаимодействовать с данными философиями.[34]

Дискриминация обозначает помощь терапевта клиенту в определении четких различий между неабсолютными ценностями и абсолютистскими. Формальная версия дискутирования, которая включает несколько главных компонентов, известна как ДИВ (Дискутирование Иррациональных Взглядов). ДИВ – это один из примеров когнитивной домашней работы, которая часто дается клиентам между сеансами после того, как их научили его проводить.

Клиенты могут пользоваться аудиокассетами, чтобы облегчить процесс дискутирования. Они могут прослушивать аудиозаписи терапевтических сеансов, и записывать собственные дискуссии по поводу своих иррациональных идей.

Существует три когнитивных метода, которые терапевты часто предлагают клиентам для закрепления новой рациональной философии:

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Основные методы и способы перевоспитания военнослужащих
Под методами перевоспитания понимаются способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и перевоспитуемых по искоренению негативных и формированию положительных личностных качеств. Эта деятельность осуществляется в подразделениях на осно ...

Виды внутриличностных конфликтов
В большинстве теоретических концепций представлен один или несколько видов внутриличносного конфликта. В психоанализе центральное место занимают конфликты между потребностями личности, а также между потребностями и социальными нормами. В ...

Факторы аддиктивного поведения
Зависимое поведение личности представляет собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.( Змановс ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта