Основные техники рационально-эмотивной терапии

Психология » Теоретический анализ основ рационально-эмотивной терапии и особенностей её практического применения » Основные техники рационально-эмотивной терапии

Страница 2

– библиотерапия, когда клиентам рекомендуются материалы для чтения и книги по самопомощи;

– прослушивание аудиокассет с записью РЭТ – лекций на различные темы;

– проведение РЭТ с другими, когда клиент использует РЭТ, чтобы помочь своим друзьям и родным решить их проблемы.

Также применяется множество семантических методов. Иногда используются техники определения, цель которых – помочь клиенту использовать язык менее саморазрушительным образом. Например, вместо слов «Я не могу…» Эллис предлагает использовать выражение «Я еще не научился».[35] Достаточно часто используют техники «за» и «против». Здесь клиентов побуждают перечислить как негативное, так и позитивное, относящееся к конкретному понятию, например, «курение».

РЭТ-терапевты используют множество имажинативных техник. Часто прибегают к рационально-эмоциональному воображению и к методу временной проекции.

Эмоциональные техники.

РЭТ-терапевты предлагают своим клиентам эмоциональную установку на безусловное принятие, множество юмористических методов, рассказов, басен, стихов, афоризмов, девизов и острот.

РЭТ-терапевты полагают, что клиенты сами способны помочь себе перейти от интеллектуального инсайта к эмоциональному методу энергичного оспаривания своих иррациональных взглядов. Сила и энергия играют большую роль в широко распространённых РЭТ-упражнениях атаки стыда. Эллис так описывает эти упражнения: клиенты преднамеренно стремятся вести себя «неприлично» на публике, для того чтобы научиться принимать себя и переносить последующий дискомфорт. Поскольку клиенты не причиняют вреда ни себе, ни другим людям, небольшое нарушение социальных правил часто служит подходящим упражнением на преодоление стыда.[36]

Упражнение на принятие риска относиться к той же категории. Клиенты умышленно идут на просчитанный риск в тех областях, где они хотят что-либо изменить. Вместе с такими упражнениями часто используется повторение рациональных самоутверждений с чувством и силой.

Поведенческие техники.

РЭТ приветствует использование поведенческих техник (особенно домашнего задания) с самого своего зарождения в 1955 году, поскольку она признает, что когнитивные изменения зачастую облегчаются изменениями поведенческими.

Поведенческие методы, применяемые в РЭТ, включают в себя упражнение «оставайся там», которое предоставляет клиенту возможность вынести хронический дискомфорт, оставаясь в неприятной ситуации в течение длительного времени; упражнения, в которых клиента побуждают к тому, чтобы он заставлял себя приступать к делам сразу, не откладывая их на потом, в тоже время претерпевая дискомфорт от борьбы с привычкой откладывать все на завтра; использование наград и наказаний, чтобы побудить клиента взяться за неприятное задание, преследуя отсроченные цели; время от времени в РЭТ прибегают к терапии, принятой Келли, когда клиентов побуждают вести себя так, «как будто» они уже мыслят рационально, чтобы они могли на опыте понять, что изменения возможны.

Мы перечислили основные техники, применяемые в РЭТ. Кроме этого существуют техники, которых в РЭТ избегают. Приведём ниже названные А. Эллисом и У. Драйденом примеры таких техник. К ним относятся:

– техники, которые делают клиентов более зависимыми (излишняя теплота терапевта как сильное подкрепление, создание и анализ невроза замещения);

– техники, которые делают клиентов более легковерными и внушаемыми (восприятие мира через розовые очки);

– техники многоречивые и малоэффективные (психоаналитические методы свободные ассоциации);

– методы, которые в короткие сроки помогают клиенту почувствовать себя лучше, но не гарантируют стабильного улучшения (эмпирические техники, техники гештальт – терапии);

– техники, которые отвлекают клиентов от работы над своим дисфункциональным мировоззрением (релаксация, йога и др.);

– методы, которые могут случайно подкрепить философию низкой толерантности к фрустрации (постепенная десенсибилизация);

– техники, в которых присутствует античная философия (лечение внушением и мистицизм);

– техники, которые пытаются изменить активирующее событие «А» прежде, чем продемонстрировать клиенту, как можно изменить свои иррациональные взгляды «В» (техники семейной терапии);

– техники, не имеющие достаточной эмпирической поддержки (нейролингвистическое программирование, недирективная терапия, ребефинг).[37]

Страницы: 1 2 

Информация по теме:

Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома
Т. Ньюком исходил из теории Хайдера и пытался экстраполировать ее на собственно социально-психологическую область, т.е. на область межличностной коммуникации. Он предположил, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональн ...

Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления у детей старшего дошкольного возраста
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе, формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д. С другой стороны, ребенок овладевает уме ...

Тренинг социальных умений
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гн ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта