Невроз возникает не сразу, проходя в своем развитии условно выделяемые этапы. В своей работе с детьми специалист должен знать проявления начальных стадии эмоционально-психического нездоровья. К начальным проявлениям невроза традиционно относят астенически синдром. Это неспецифическая реакция человека на воздействие разнообразных негативных факторов, снижающих адаптивные возможности нервно-психической сферы. Он проявляется в повышенной утомляемости, раздражительности, трудностях переключения внимания, нарушении сна, вегетативных нарушениях, частых простудных заболеваниях, апатии, вспышках агрессии. В личностной сфере отмечаются нарушения самочувствия, самоконтроля, самоуважения. В плане самочувствия выясняются наличие беспокойства, тревоги, страхов, перепады настроения, неуравновешенность процессов нервного возбуждения и торможения, степень концентрации и переключения внимания, определяют работоспособность, качество сна, уровень соматического здоровья. В плане самоконтроля анализируются степень согласованности чувств и желании, степень понимания самого себя в соответствии с возрастными нормами, наличие или отсутствие внутреннего единства – цельность, рассогласованность, противоречивость, уровень последовательности в поведении, продуктивность или не продуктивность интеллектуальных усилии, характер поведения совладающии или протестно-избегающии. В плане самоуважения выясняются ощущения эмоциональной зависимости или самостоятельности, наличие или отсутствие чувства возможности осуществления жизненно важных потребностей, устойчивость самооценки, открытость или недоверчивость в социальных контактах, степень конфликтности в общении, тенденции к общению или уходу в себя.
Данные признаки могут быть выявлены без специальной диагностики. Для педагога эти признаки должны выступать как сигнал о неблагополучии ребенка и о необходимости пересмотреть подход к данному ребенку.
Проблема развития и сохранения одаренности в педагогике актуальна давно. Европейская и американская культура уже в начале XX века, отвечая запросам и потребностям общества в техническом прогрессе, сделали попытку технологизировать, и поставить на поток диагностику и «производство» одаренности. Однако до сих пор этот вопрос остается актуальным и в области диагностики, и в области не просто производства – это сверхзадача педагогики, но хотя бы сохранения одаренности.
В России после печально известного постановления 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпроса" научная и практическая деятельность по разработке образовательных программ для одаренных детей едва теплилась и возобновилась только в 1996 г., когда демократические тенденции в обществе проявили социальную потребность и общепедагогическую актуальность решения проблем обучения, развития, социальной и психологической поддержки одаренных детей. В этом вопросе мы существенно отстали от запада в разработках образовательных рекомендации и программ для одаренных детей [19].
Информация по теме:
Кризисные периоды в развитии семьи
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на п ...
Наказание как средство предупреждения агрессии
При определенных условиях наказание (или просто страх возможного наказания) может действительно удержать человека от осуществления актов насилия. Однако при других обстоятельствах это может и не произойти. В определенных случаях наказание ...
Теория ролей в психологии
В социальной психологии теорию ролей разрабатывали Дж. Мид, Я. Морено, Р. Линтон.
Под влиянием Мида в социальной психологии возникла школа так называемого символического интеракционизма в рамках которой стали рассматриваться ролевые теор ...