Признаки развития невроза у школьников

Психология » Одаренные подростки как группа риска по формированию невротических расстройств » Признаки развития невроза у школьников

Невроз возникает не сразу, проходя в своем развитии условно выделяемые этапы. В своей работе с детьми специалист должен знать проявления начальных стадии эмоционально-психического нездоровья. К начальным проявлениям невроза традиционно относят астенически синдром. Это неспецифическая реакция человека на воздействие разнообразных негативных факторов, снижающих адаптивные возможности нервно-психической сферы. Он проявляется в повышенной утомляемости, раздражительности, трудностях переключения внимания, нарушении сна, вегетативных нарушениях, частых простудных заболеваниях, апатии, вспышках агрессии. В личностной сфере отмечаются нарушения самочувствия, самоконтроля, самоуважения. В плане самочувствия выясняются наличие беспокойства, тревоги, страхов, перепады настроения, неуравновешенность процессов нервного возбуждения и торможения, степень концентрации и переключения внимания, определяют работоспособность, качество сна, уровень соматического здоровья. В плане самоконтроля анализируются степень согласованности чувств и желании, степень понимания самого себя в соответствии с возрастными нормами, наличие или отсутствие внутреннего единства – цельность, рассогласованность, противоречивость, уровень последовательности в поведении, продуктивность или не продуктивность интеллектуальных усилии, характер поведения совладающии или протестно-избегающии. В плане самоуважения выясняются ощущения эмоциональной зависимости или самостоятельности, наличие или отсутствие чувства возможности осуществления жизненно важных потребностей, устойчивость самооценки, открытость или недоверчивость в социальных контактах, степень конфликтности в общении, тенденции к общению или уходу в себя.

Данные признаки могут быть выявлены без специальной диагностики. Для педагога эти признаки должны выступать как сигнал о неблагополучии ребенка и о необходимости пересмотреть подход к данному ребенку.

Проблема развития и сохранения одаренности в педагогике актуальна давно. Европейская и американская культура уже в начале XX века, отвечая запросам и потребностям общества в техническом прогрессе, сделали попытку технологизировать, и поставить на поток диагностику и «производство» одаренности. Однако до сих пор этот вопрос остается актуальным и в области диагностики, и в области не просто производства – это сверхзадача педагогики, но хотя бы сохранения одаренности.

В России после печально известного постановления 1936 г. "О педологических извращениях в системе наркомпроса" научная и практическая деятельность по разработке образовательных программ для одаренных детей едва теплилась и возобновилась только в 1996 г., когда демократические тенденции в обществе проявили социальную потребность и общепедагогическую актуальность решения проблем обучения, развития, социальной и психологической поддержки одаренных детей. В этом вопросе мы существенно отстали от запада в разработках образовательных рекомендации и программ для одаренных детей [19].

Информация по теме:

Теории сновидений
Известный американский философ Ральф Эмерсон (1803–1882) утверждал, что опытный человек изучает сны не для того, чтобы предугадать своё будущее, а для того, чтобы познать себя. Эта мысль наиболее полно развита основателем психоанализа Зиг ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляютс ...

Причины высокой невротичности одаренных подростков
Одаренные дети попадают в группу риска по формированию невротического расстройства по причине как минимум двух факторов. Первый – сама одаренность ребенка, точнее, нервно-физиологические и психические особенности конституции одаренности. ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта