Одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребёнок – это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Термин «одаренный ребенок» в контексте данной дипломной работы понимается как «ребенок с признаками одаренности», и может быть заменен им как синонимом, такое определение позволяет избежать навешивания ярлыков на личность ребенка [25].
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одарённости – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). А также учитывается роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования [25].
В максимально общем виде можно сказать, что одаренность по своей сущности явление целостное и многостороннее. Она обусловлена анатомо-физиологическими основаниями, определенной организацией мозга, игрой всех функциональных систем. В возникновении и развитии одаренности существенную роль играют нервно-психические образования, определяющие возможности ребенка к особенному, оригинальному восприятию мира, к обучаемости, к осмыслению и творчеству, самовыражению и самоутверждению. В структуре одаренности важное место занимает эмоционально-волевой и действенно-практический компоненты. Они стимулируют деятельность ребенка по практическому применению способностей и творческих сил. Талантливость обусловлена индивидуально-личностными, нравственно-эстетическими характеристиками человека. Идейность, убежденность, принципиальность, интеллектуально-нравственная раскованность и свобода, упорство, способность стоять па своем, внутренняя самодисциплина, — все это непременно внутренние условия развития способностей, дарования, таланта. Так в общих чертах выглядит современное представление об одаренности [11].
В данном определении, во-первых, огромное значение имеет тот факт, что современные данные опровергают главенствовавшую в начале прошлого века точку зрения о "врожденности интеллекта" или о "наследственности одаренности", понимание этого открывает перспективы для педагогики одаренности [21]. Второе важное замечание – это нестандартность одаренных подростков, их отличие от сверстников. И третье, что подчеркивается, это важность личностного компонента в развитии одаренности. Все эти особенности детской, подростковой одаренности ставят ряд важнейших практических вопросов по обучению и воспитанию одаренных детей и подростков с целью сохранения одаренности.
Информация по теме:
Мотив сна в романах Ольги Токарчук
Ольга Токарчук - одна из польских писательниц, неоднократно обращавшаяся к тематике сна в своих произведениях. Первые её рассказы и стихотворения были напечатаны в журналах в 1979 году. Литературная критика считала, что в качестве контекс ...
Формирование первого впечатления
о другом человеке
Важной сферой исследования межличностной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Описаны три наиболее типичные схемы, в соответствии с которыми протекает этот процесс [6]. Каждая “схема” за ...
Способы поведения в конфликте и стратегии их
разрешения
Поведение человека в конфликте, при всём разнообразии вариантов, сводится, по сути, к двум основным стратегиям. Одна из них, очень распространённая, состоит в том, чтобы впредь не допускать возникновения инцидентов и конфликтных действий. ...