Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда

Психология » Профессиональная деятельность практического психолога » Профессиональная компетентность психолога как интегративная характеристика его труда

Страница 1

Успешность реализации деятельностного подхода в труде практического психолога основывается на достаточно прочной профессиональной основе. Профессионализм новой категории специалистов предстает как феномен, обусловленный действием общих, особенных и единичных закономерностей проявления целенаправленной творческой активности психолога в конкретной сфере труда — образовательной, управленческой, производственной, коммерческой и т. п.

Наблюдая за политиком, руководителем, бизнесменом и просто человеком, вступившим в XXI век, осознаешь потребность каждого из них в помощи профессионального компетентного психолога.

Профессионализм в этой сфере деятельности открывает каналы для проникновения в глубинную природу отдельно взятого субъекта труда и жизни, всевозможных связей и отношений в коллективах и общесоциальных объединениях. На этой основе обеспечивается выявление и использование эффективных средств влияния на морфологическом, психофизиологическом, психическом, социально-психологическом и социальном уровнях. Таким образом, профессионализм практического психолога можно назвать стержневым компонентом избранного им вида деятельности.

Понятие «профессионализм практического психолога» обусловлено реальными детерминантами и индивидуальными особенностями конкретного человека, включенного в совокупность всех взаимосвязей.

Важно отметить, что любую деятельность, в том числе и деятельность практического психолога, обусловливает ее цель. В данном случае цель — это вполне определенное представление о возможном результате выполняемой деятельности. Если учесть характер реальных условий, то перед практическим психологом возникает целый ряд проблем и задач, которые необходимо решить для получения конкретного результата.

Чтобы пройти дистанцию от представления о результате (цели) до его реального воплощения (продукта деятельности), необходимо выполнить вполне определенные действия, которые в соответствии с отведенной ролью принято называть функциями. Эти функции выполняет конкретный человек, выступающий субъектом (активным действующим лицом) деятельности.

Вполне очевидно, что способность практического психолога эффективно выполнять свои функции зависит от определенных его качеств. Все они во взаимосвязи характеризуются общим понятием — профессиональная компетентность, или профессионализм.

Профессиональная позиция практического психолога выступает совокупным детерминантом его активности. Кроме того, она может служить мерой конгруэнтности в выполняемой профессиональной деятельности. Если в основу общей ориентации психолога положены социально значимые ценности, а сфера избранной деятельности признана и принята им в качестве жизненно важного приоритета, и если практические действия являются воплощением современной профессиональной культуры, лучших традиций и продуктивных инноваций современной психологии и акмеологии, то в такой позиции фокусируются основные интересы психолога и социально значимые интересы общества и клиента. Такая позиция может считаться оптимальной. Она способна стимулировать наивысшую продуктивность профессиональной деятельности практического психолога.

Знание практическим психологом общих черт, особенностей и конкретики своей профессиональной деятельности, ее структуры, содержания и практики является необходимой предпосылкой ее успешного осуществления. Перечень вопросов, в которых должен быть компетентен психолог, включает также знания о собственных индивидуальных особенностях, способностях, возможностях, сильных и слабых сторонах. Не обойтись ему и без знаний о способах компенсации собственных недостатков.

Итак, профессиональная компетентность характеризуется сформированностью у практического психолога единого комплекса знаний, навыков, умений, психологических особенностей (качеств) и профессиональных позиций. Здесь знания, навыки и умения можно представить как ролевые характеристики профессиональной компетентности психолога. Все остальные компоненты предстают в качестве ее субъектных характеристик, указывают на отношение психолога к деятельности и на его сугубо индивидуальный почерк. Причем достижение различных уровней профессиональной компетентности определяется целым рядом детерминантов, среди которых — индивидуальные ограничения, являющиеся противопоказаниями для выполнения профессиональных функций.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Причины супружеских конфликтов
Одним из самых распространенных подходов к анализу причин межличностных конфликтов, в частности супружеских конфликтов, является подход, который исходит из того, что конфликт между супругами возникает из-за неудовлетворенности определенны ...

Психофизиологические предпосылки деятельности педагога
Рассмотрение психофизиологического компонента структуры субъекта педагогической деятельности сразу же сталкивается с двумя трудностями. Первая состоит в том, как отмечал В.Д. Небылицын что, «строить сколько-нибудь детализированные, гипоте ...

Классификация детского аутизма
Аутичные дети значительно различаются по глубине дезадаптации, тяжести проблем, прогнозу возможного развития, поэтому, разработка адекватной классификации всегда являлась насущной проблемой В качестве критериев для классификации выдвигал ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта