социализация агрессия гендерный семья
Существует множество различных определений агрессии. Но все исследователи сходятся в том, что это поведение, направленное на достижение потребности. Например, вот одно из классических определений:«специфически ориентированное поведение, направленное на устранение или преодоление всего того, что угрожает физической и (или) психической целостности организма» (Valzelli, 1974).
Б. Крэйхи в работе «социальная психология агрессии» утверждает, что социальная психология рассматривает агрессию, как особую форму общественного поведения. Её особенность заключается в том, что агрессия зарождается внутри «социального мира» индивида, и в то же время может влиять на этот «социальный мир» и его окружение. Значит, основные аспекты изучения агрессии должны быть связаны с взаимодействием индивидов или социальных групп. Иными словами агрессия проявляется через социальные отношения. При этом факторы, предшествующие агрессивному поведению, будут также социальными.
Например, фактор социализации. И.А.Фурманов в работе «Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция» понимает социализацию, как процесс постепенного самоконтроля личности. Ребенок или подросток учится выражать собственные агрессивные побуждения в социально приемлемых формах. Подростки адаптируются к общественным нормам и правилам и регулируют проявления своего «агрессивного потенциала». Этот потенциал не исчезает, он как бы модифицируется в другую форму. Процесс модификации или переноса энергии «Агрессивного потенциала» можно сравнить и с сублимацией З.Фрейда. Сублимация — защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления импульсов на достижение социально приемлемых целей, либо творчества. Правда, механизм сублимации представляет собой более широкую структуру. Фрейд утверждал, что можно трансформировать все нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности. Однако далеко не каждый подросток может полностью управлять своей агрессивной энергией. Поэтому, чтобы овладеть контролем над собственной личностью, нужно проследить, как именно люди проявляют агрессию.
В настоящее время существует множество различных классификаций агрессии. Например, Р. Бэрон и Д. Ричардсон («Агрессия».) предлагают дихотомический способ деления. Иными словами, авторы выделяют два равноправных полюса в агрессивном поведении. Первый полюс – это инструментальная агрессия. В данном случае, агрессия является средством по достижению какой-либо цели. Эта цель может быть как индивидуальна, так и социально мотивирована, при этом она может носить позитивный характер . Например, иногда в общественном транспорте находится человек, который проявляет агрессию по отношению, к нежелающему уступить место юноше. Его цель может быть индивидуальна: занять данное место, в связи с определенными причинами. А может быть социально мотивирована: указание молодому человеку, на нормы общества, по которым он обязан уступить более старшему. В любом случае, инструментальная агрессия направлена на получение результата, а не на нанесение вреда другому. У подростков инструментальная агрессия ярко проявляется в поведении антисоциальных группировок. Они используют насилие, как метод, т.к оно может потребоваться при совершении кражи — например, в тех случаях, когда жертва сопротивляется. Однако основная мотивация подобных действий — нажива, а не причинение боли и страданий намеченным жертвам (Stivens, 1971).
Второй полюс Р. Бэрон и Д. Ричардсон определяются как враждебная агрессия. «Враждебная агрессия – это ответ на реальную, предполагаемую или вымышленную угрозу для преднамеренного причинения вреда». Употребление термина враждебная агрессия, характерно для тех случаев, когда главной целью агрессора является причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, просто стремятся причинить зло или ущерб тому, на кого они нападают. Например, убийство домашнего животного соседа.
Данная классификация противоречит мнению А. Бандуры, который считал, что нельзя закладывать в основу классификации только целенаправленность на объект. Он объяснял это тем, что, несмотря на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а поэтому оба типа можно считать инструментальной агрессией. Самоценное причинение вреда и страданий жертве при враждебной агрессии, все равно реализует определенную цель и желание индивида (например, получение собственного удовлетворения от того, что другому стало плохо), то есть является инструментом достижения своих желаний и потребностей. Значит, нужно приводить больше доводов для основания классификации.
Информация по теме:
Основные принципы психодинамической психотерапии
Психоаналитическая психотерапия использует специфические технические средства и особое понимание психического функционирования для выбора и проведения соответствующего вмешательства со стороны терапевта.
Прошлое индивида существует в его ...
Проблемы профессионально-нравственной деформации сотрудников уголовно-исправительной
системы
Особо актуальным является решение проблем, связанных с профилактикой профессионально-нравственной деформации сотрудника. Часто это понятие связывают со снижением эффективности профессиональной деятельности, изменениями человеческих качест ...
Завершающий
этап развития учений о душе в античный период
Объективные обстоятельства существования человека в эпоху античных империй благоприятствовали распространению чувства неуверенности в будущем, социальной незащищенности и т.п. Ослабевала вера в могущество человеческого разума. На этом фон ...