Факторная структура личности

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Факторная структура личности

Страница 3

В целом Р.Б. Кэттелл выделяет 35 личностных черт первого порядка – 23 черты, присущие нормальной личности, и 12 патологических черт. Эти факторы коррелируют между собой, что позволяет провести повторный факторный анализ, и выявить, по крайней мере, восемь черт второго порядка. Эти первичные и вторичные факторы в теории Р. Кэттелла называются «основными чертами личности», но все они преимущественно являются темпераментными чертами [106].

В отличие от Р.Б. Кеттелла, Г.Ю. Айзенк убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называет типами. А также считает, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью [110].

Основным положением теории Г.Ю. Айзенка является иерархическая организация элементов личности в ней. На самом нижнем и простейшем уровне ученый рассматривает поведение как набор специфических реакций. Например, манера вступать в разговор с незнакомым человеком, проявляющаяся в настоящий момент. На втором уровне связанные друг с другом специфические реакции формируют привычки, диагностируемые как поверхностные черты. На третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка. Например, тенденция активно вступать в разговор, обыкновение часто бывать в компании дают основания постулировать наличие такой черты, как общительность. И на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения, но основанных на биологических характеристиках [48; 76; 106; 110].

На уровне факторов второго порядка Г.Ю. Айзенк выделил три общих типа или суперфактора, которые биполярны по своей природе: экстраверсию – интроверсию, нейротизм – стабильность, психотизм – сильное «суперэго». Распределение характеристик, относящихся к каждому типу не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу, оно скорее, бимодальное, чем унимодальное.

Факторы эти ученый рассматривал как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их связи с чертами темперамента, выделенными древнегреческими врачами Гиппократом и Галеном, и с более широким спектром личностных характеристик [1; 106].

Факторы II порядка Р.Б. Кэттелла соответствуют первым двум факторам Г.Ю. Айзенка, который при исследовании личности также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиологические измерения [24].

Итогом всего вышесказанного будет полное представление факторной структуры личности по Г.Ю. Айзенку [76; 110]:

Таблица 1 – Факторная структура личности по Г.Ю. Айзенку.

Стабильный

Невротичный

Интроверт

Флегматик. Пассивный, осторожный, рассудительный мирный, сдержанный, надежный, уравновешенный, спокойный, заботливый.

Меланхолик. Унылый, тревожный, трезво мыслящий, пессимистичный, замкнутый, ригидный, тихий (незаметный), легко поддающийся переменам настроения.

Экстраверт

Сангвиник. Общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, беспечный, живой, лидер, беззаботный, покладистый.

Холерик. Активный, ранимый, оптимистичный, импульсивный, непостоянный, возбудимый, агрессивный, беспокойный, обидчивый.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Понятие тревоги, тревожности
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных ...

Возрастные особенности первоклассников
Младший школьный возраст (с 6 до 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у ...

Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психическ ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта