В целом Р.Б. Кэттелл выделяет 35 личностных черт первого порядка – 23 черты, присущие нормальной личности, и 12 патологических черт. Эти факторы коррелируют между собой, что позволяет провести повторный факторный анализ, и выявить, по крайней мере, восемь черт второго порядка. Эти первичные и вторичные факторы в теории Р. Кэттелла называются «основными чертами личности», но все они преимущественно являются темпераментными чертами [106].
В отличие от Р.Б. Кеттелла, Г.Ю. Айзенк убежден, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трех суперчерт, которые он называет типами. А также считает, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью [110].
Основным положением теории Г.Ю. Айзенка является иерархическая организация элементов личности в ней. На самом нижнем и простейшем уровне ученый рассматривает поведение как набор специфических реакций. Например, манера вступать в разговор с незнакомым человеком, проявляющаяся в настоящий момент. На втором уровне связанные друг с другом специфические реакции формируют привычки, диагностируемые как поверхностные черты. На третьем уровне анализа обнаруживается, что повторяющиеся формы поведения могут объединяться в некоторые, содержательно однозначно определяемые комплексы, факторы первого порядка. Например, тенденция активно вступать в разговор, обыкновение часто бывать в компании дают основания постулировать наличие такой черты, как общительность. И на четвертом уровне анализа содержательно определенные комплексы сами объединяются в факторы второго порядка, или типы, не имеющие явного поведенческого выражения, но основанных на биологических характеристиках [48; 76; 106; 110].
На уровне факторов второго порядка Г.Ю. Айзенк выделил три общих типа или суперфактора, которые биполярны по своей природе: экстраверсию – интроверсию, нейротизм – стабильность, психотизм – сильное «суперэго». Распределение характеристик, относящихся к каждому типу не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу, оно скорее, бимодальное, чем унимодальное.
Факторы эти ученый рассматривал как генетически обусловленные активностью ЦНС, что свидетельствует о их связи с чертами темперамента, выделенными древнегреческими врачами Гиппократом и Галеном, и с более широким спектром личностных характеристик [1; 106].
Факторы II порядка Р.Б. Кэттелла соответствуют первым двум факторам Г.Ю. Айзенка, который при исследовании личности также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиологические измерения [24].
Итогом всего вышесказанного будет полное представление факторной структуры личности по Г.Ю. Айзенку [76; 110]:
Таблица 1 – Факторная структура личности по Г.Ю. Айзенку.
Стабильный |
Невротичный | |
Интроверт |
Флегматик. Пассивный, осторожный, рассудительный мирный, сдержанный, надежный, уравновешенный, спокойный, заботливый. |
Меланхолик. Унылый, тревожный, трезво мыслящий, пессимистичный, замкнутый, ригидный, тихий (незаметный), легко поддающийся переменам настроения. |
Экстраверт |
Сангвиник. Общительный, открытый, разговорчивый, отзывчивый, беспечный, живой, лидер, беззаботный, покладистый. |
Холерик. Активный, ранимый, оптимистичный, импульсивный, непостоянный, возбудимый, агрессивный, беспокойный, обидчивый. |
Информация по теме:
Понятие тревоги, тревожности
Прежде чем рассматривать вопросы, связанные с влиянием родительских отношений, обратим внимание на то, что представляет собой тревожность. В психологической науке имеется значительное количество исследований, посвященных анализу различных ...
Возрастные особенности первоклассников
Младший школьный возраст (с 6 до 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у ...
Особенности социализации детей с синдромом Дауна
Цель коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна – их социальная адаптация, приспособление к жизни и возможная интеграция в общество. Необходимо, используя все познавательные способности детей, и, учитывая специфику развития психическ ...