Факторная структура личности

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Факторная структура личности

Страница 5

В более поздних работах теоретиков, (начиная с 60-х годов) опирающихся в своих исследованиях на метод факторного анализа, количество факторов, обнаруженных Р.Б. Кэттелом, и их содержание начинает подвергаться сомнению [27].

У. Норман, опираясь в своем исследовании на ранние работы Г.Ю. Айзенка, Р.Б. Кэттэлла и других, на основе оценок испытуемыми самих себя и оценок со стороны обнаружил пять базовых личностных факторов. Аналогичные структуры были получены несколькими теоретиками, в частности Д. Фиске, Л. Голдбергом, П. Костой и Р. Мак-Крейем в исследованиях, проведенных на разных данных, на разных выборках и с использованием разных инструментов измерения. Более того, было показано, что все пять факторов относительно стабильно сохраняются в течение жизни взрослого человека и обладают значительной надежностью и валидностью. Так факторы получили свое название – Большая пятерка.

Слово «большой» означало признание того, что каждый из пяти факторов включает в себя множество более конкретных черт[5; 27; 36; 48; 76].

Пол Коста и Роберт Мак-Крей разработали тест NEO-PI-R, который дает показатели по пяти главным измерениям, или областям личности и по 30 дополнительным чертам, или аспектам, которые определяют границы каждой области.

Первая область – нейротизм с аспектами: тревожность, злобная враждебность, застенчивость, импульсивность, депрессия, ранимость.

Вторая область – экстраверсия с аспектами: сердечность, ассертивность, стадность, активность, положительные эмоции, поиск возбуждения.

Третья область – открытость опыту с аспектами: воображение, чувства, идеи, действия, эстетика, ценности.

Четвертая область – уживчивость с аспектами: доверие, альтруизм, скромность, прямота, мягкость, покладистость.

Пятая область – сознательность с аспектами: самодисциплина, порядок, чувство долга, компетентность, осмотрительность, достижение [5].

В русскоязычной модели приняты следующие названия черт: 1) энергичность, экстраверсия, активность; 2) согласие, дружелюбие; 3) совестливость, сознательность, самоконтроль; 4) эмоциональная стабильность, уверенность в себе; 5) открытость опыту, интеллектуальная свобода [16].

Важно отметить, что Большая пятерка, выделенная на основании тех терминов, которыми свойства личности описываются в английском языке, не оказалась специфичной только для английского языка. Исследования, проведенные в Дании, Германии, Японии и Китае, по той же схеме (т.е. начиная с анализа терминов, которые существуют в языке, заканчивая факторным анализом) продемонстрировали аналогичные результаты: сведение всего многообразия черт личности к пяти основным характеристикам [27; 36].

Современный российский психолог, ведущий специалист в области психологии личности, индивидуальности и психологической диагностики Л.Н. Собчик, разработала концепцию личности, которая структурирована в виде теории ведущих тенденций. Согласно этой теории личность рассматривается как единство биологического, психологического и социального фактора.

Л.Н. Собчик утверждает, что каждый человек индивидуально для себя, на основе своих базисных свойств выбирает и осваивает определенную информацию из окружающего мира, акцентируя внимание на одних явлениях, пренебрегая другими. При этом в основе такой индивидуальности лежит ведущая тенденция, пронизывающая все уровни целостной личности, оказывающая влияние на развитие личности. Проявляясь на более первичных, несформированных уровнях самосознания как типологические базисные черты, ведущие тенденции постепенно (по мере созревания личности) перерастают в личностные свойства [96; 97].

Типология личностных свойств по Л.Н. Собчик делит людей по их реакции на внешние воздействия:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Дисгармония семейных отношений и подросток
Дисгармония супружеских отношений отрицательно влияет на качество детско-родительских отношений и так же приводит к возникновению личных проблем подростка. Нарушение эмоциональных отношений семье оказывает негативное влияние на формирован ...

Социально-психологические характеристики обращений и обращающихся на “ТД”
Тематика обращений на “ТД” очень разнообразна. Позвонивший на “ТД” может предъявить любую проблему, но во всем мире люди обращаются с одним и тем же. Проблемы не зависят ни от образования, ни от страны, ни от климата, ни от материального ...

Основные направления социально-педагогической профилактики нарциссического поведения подростков
Социальный педагог – ключевая фигура, призванная объединить усилия семьи, школы, общественности, для оказания помощи ребенку. В 1991 году в России официально введен институт социальных педагогов. Социальная педагогика как наука стала акт ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта