Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема

Психология » Работа должностных лиц подразделения с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания » Перевоспитание отдельных военнослужащих как психолого-педагогическая проблема

Страница 1

Сложности процесса перевоспитания обусловлены тем, что перевоспитание призвано изменить отрицательные мотивационные установки воина, сформировать потребности в положительном поведении;

практически отсутствуют ранняя педагогическая профилактика различных отклонений в поведении допризывной молодежи и информация об этом во время их воинской службы; степень сложности возрастает в зависимости от характера различных отклонений в поведении трудных военнослужащих и т.д.

В ситуации перевоспитания офицеру имеет дело с противоречивым внутренним миром подчиненного, не поддающимся обычным воспитательным воздействиям. Многие воспитатели испытывают недостаток опыта и умения работать с трудными воинами. Надо сказать, что в психолого-педагогической литературе эта проблема освещается недостаточно и на практике она еще не изучена. Кроме того, у армейских воспитателей нет возможности изолировать трудных военнослужащих от остальных, на которых первые оказывают негативное влияние.

Сложность рассматриваемого процесса объясняется также тем, что для успешного решения проблемы не хватает времени. Срок службы – два года, на перевоспитание трудных воинов этого времени недостаточно, за такой период невозможно увидеть результаты превентивной деятельности. Разумеется, в конечном итоге армейские воспитатели находят правильные пути воздействия на трудного воина, эмпирически используя множество разнообразных методов и приемов.

Все это требует огромных затрат времени, сил, труда. В связи с этим офицер должен четко представлять сущность процесса перевоспитания, знать его психолого-педагогическую характеристику.

Под перевоспитанием понимается целенаправленный и организованный процесс совместной специфической деятельности воспитателей и перевоспитуемых, направленный на выявление и искоренение у воинов негативных качеств и на этой основе формирование у них положительных качеств личности, стремления к самоисправлению.

Такое понимание сущности перевоспитания дает возможность выделить его из системы воспитательных влияний в армейских условиях, показать его особенности по сравнению с воспитанием и индивидуальной воспитательной работой. Необходимо отметить, что если недостатки в сознании и поведении военнослужащего еще не стойкие, они поддаются искоренению при помощи других процессов воспитательной работы. В этом случав перевоспитание выступает одной из функций процесса воспитания.

У отдельных военнослужащих недостатки в сознании и поведении, отклонения от нравственных норм превращаются в устойчивые негативные качества личности и приобретают запущенный характер. В таком случае перевоспитание занимает большой удельный вес в общей системе воспитательных влияний, выступает уже самостоятельным прогрессом, имеющим свою психолого-педагогическую структуру.

Перевоспитание предполагает совместное, организованное и одновременное воздействие армейских воспитателей на сознание и поведение военнослужащих с негативными личностными качествами. Офицеры, организуя процесс перевоспитания, стремятся наиболее полно и всесторонне воздействовать на воинов с негативными качествами личности, для того чтобы достичь положительных результатов в их перевоспитании, а в случае необходимости корректируют свою деятельность по перевоспитанию при получении информации по каналам обратной связи.

Деятельность военнослужащих с устойчивыми негативными качествами (объект перевоспитания) – другая сторона рассматриваемого процесса. В ходе перевоспитания военнослужащим необходимо изменить сложившиеся ошибочные позиции и установки, сформировать новые динамические стереотипы поведения, положительные качества личности. Воспринимая внешние воздействия, они перерабатывают их, опираясь на свои взгляды, убеждения, установки. При перевоспитании повышается роль самоисправления, в данном случае воины выступают по отношению к самим себе уже как субъекты перевоспитания.

Исследования показывают, что процесс перевоспитания более специфичен по своим целям, задачам и содержанию педагогической деятельности, нежели другие виды воспитательной работы.

Цель перевоспитания конкретизируется как специфическая педагогическая деятельность воспитателей по выявлению и искоренению негативных проявлений и на этой основе формированию положительных качеств личности, когда становятся достижимыми общие цели воспитания российских воинов.

Характерной особенностью российской государственности в настоящее время является глобальный преобразовательный процесс, охвативший все составные части воспитательной системы общества и его ВС. Результаты исследования свидетельствуют, что эффективность системы воспитания в значительной степени зависит от ее правильного и научного понимания в современных условиях. Научное понимание данного педагогического явления, в свою очередь, является теоретической предпосылкой для конструктивной организационной и методической деятельности различных категорий армейских и флотских воспитателей в частях и на кораблях. Перед коллективом исследователей КНИР “Мораль” стояла важная задача – дать адекватное современным требованиям научное понимание целостной системы воспитания военнослужащих, в единстве и согласованности всех структурных элементов. В основу решения данной теоретической задачи были положены требования методологических принципов: социально-личностной деятельностной концепции воспитания, факторности и системности воспитания. Данные принципы, отражающие наиболее общие закономерности педагогической действительности офицерского состава частей, во многом определили содержание, организацию и методику системы воспитания военнослужащих, предоставили возможность рассмотреть ее целостно и всесторонне.

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Организация адаптационного периода
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс, поэтому очень важно помочь ребенку преодолеть эмоциональное напряжение и успешно адаптироваться к новой среде. Специалисты выделяют три периода привыкания ребенка к ...

Условные и безусловные рефлексы. Правила их выработки
Безусловные рефлексы – это врожденные рефлексы, свойственны всем представителям данного вида животных. Они закрепились в процессе длительного развития животного мира и передаются по наследству. Их количество относительно невелико. Каждый ...

Соотношение агрессивности и мотивации учебной деятельности при переходе из начальной школы в среднюю
Итак, проведенный нами анализ возрастных особенностей младших школьников и младших подростков позволяет сделать некоторые существенные выводы и сформулировать предположения относительно нашей работы. Прежде всего, возрастные изменения инт ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта