Факторная структура личности

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Факторная структура личности

Страница 4

Фактор психотизм – суперэго независим от двух других. Люди, у которых степень выраженности этой суперчерты высока, эгоцентричны, склонны противиться общественным устоям, импульсивны. Они часто бывают беспокойными, трудно контактируют с людьми и не встречают у них понимания, намеренно причиняют другим неприятности. Г.Ю. Айзенк предположил, что психотизм – это генетическая предрасположенность к тому, чтобы стать психотической либо психопатической личностью. Он рассматривает психотизм как личностный континуум, на котором можно расположить всех людей [110].

Американский психолог Дж.П. Гилфорд также внес свой вклад в исследование личностных структур с помощью факторного анализа, также рассматривал личность как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт.

Дж.П. Гилфорд начал свою научную деятельность с составления опросника на различение экстравертов и интравертов, но ожидавшееся измерение единственного фактора в реальности выявило несколько различных личностных факторов. В соответствии с этим ученый выделил десять факторов, которые вошли в разработанный совместно с В.С.Циммерманом тест «Обзор темперамента». Факторы называются: Общая активность (поспешность, положительное отношение к скорости, подвижность, живость – медлительность и взвешенность, быстрая утомляемость, непродуктивность); Сдержанность (вдумчивость, взвешенность, настойчивость – беззаботность, импульсивность, любовь к острым ощущениям); Доминирование (самозащита, лидерство, тенденция запугивать – покорность, неуверенность, избегание заметности); Социабельность (наличие большого количества друзей, поиск социальных контактов и места в центре всеобщего внимания – малое число друзей, застенчивость); Эмоциональная стабильность (ровность настроения, оптимистичность, самообладание – изменчивость настроения, пессимизм, мечтательность, чувство вины, тревожность, одиночество); Объективность (толстокожесть – гиперчувствительность, эгоцентричность, подозрительность); Дружелюбие (толерантность к враждебным действиям, принятие подчиненной позиции, почтительность к другим – воинственность, враждебность, обидчивость, желание доминировать); Рефлексивность (чуткость, наблюдательность в отношении себя и других, рассудительность – интерес к показной деятельности и умственная дезорганизованность); Отношения с людьми (терпимость к людям, доверие к социальным институтам – придирчивость, критичность к социальным институтам, жалость к себе); Маскулинность (интерес к мужским видам деятельности, толерантность к отвратительному, хладнокровие – интерес к женским видам деятельности, брезгливость, трусливость, романтичность, эмоциональная экспрессивность) [48; 24; 60].

Весьма интересным является тот факт, что между 10 факторами, выделенными Дж.П. Гилфордом и списком из 16 факторов Р.Б. Кеттелла имеется определенное сходство. Эмпирические исследования, в которых одним и тем же субъектам давался 16-факторный опросник Р.Б. Кеттела и методика Гилфорда-Циммермана, показало, что обе системы факторов охватывают во многом одну и ту же область личности [60; 109].

Кроме того, Дж.П. Гилфорд, как и Г.Ю. Айзенк, рассматривает личность как иерархическую структуру черт, на вершине которой располагаются широкие типы, на более низком уровне – первичные черты, затем гексы (достаточно специфические диспозиции, подобные навыкам) и – на нижнем уровне – специфические действия. В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамические черты, по Р.Б. Кэттеллу). Каждый фактор Дж.П. Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Например, параметр темперамента «позитивный-негативный» в поведении выступает как фактор «уверенности против неполноценности», а в области эмоций – как фактор «бодрость против робости» [24; 60].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Школьная дезадаптация и ее последствия
Есть дети, которые легко и свободно вписываются в школьную систему требований, норм и социальных отношений, но некоторые учащиеся 1-х классов подвержены дезадаптации, в результате которой ребенок становится невнимательным, безответственны ...

Мотивация достижения
Мотивация достижения — это особенный вид мотивации человека. Мотивация есть объяснительный конструкт, используемый для объяснения причин поведения людей (того, почему они ведут себя так, а не иначе), его направленности и механизмов осуще ...

Интервью, как основной метод консультирования
психологическое консультирование инсайт интервью Основным методом консультирования является интервью, в структуре которого выделяют следующие стадии, которые представлены в таблице 2. Таблица 2. Стадии основного метода консультирования ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта