Факторная структура личности

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Факторная структура личности

Страница 1

Различные теории можно сравнивать по тем понятиям, которые они используют, чтобы определить некие базовые элементы личности, предрасположенности действовать, чувствовать, думать именно так, а не иначе. Понятия, характеризующие структуру, указывают на более стабильные и устойчивые аспекты личности, являющиеся строительными блоками ее теории. В этом смысле они сравнимы с частями тела или с такими понятиями, как атомы и молекулы в физике. В построении концепции человека наиболее популярны такие структурообразующие понятия, как реакция, привычка, черта или тип.

Понятие «черта» относится к согласованности и устойчивости индивидуальных реакций на разнообразные ситуации и близко к таким понятиям, которыми пользуется неспециалист, чтобы охарактеризовать людей. Например, можно воспользоваться такими прилагательными, как «умный», общительный», «честный», «веселый» или «серьезный».

Понятие «тип» обозначает объединение многих различных черт. По сравнению с понятием черты понятие типа предполагает гораздо большую обобщенность и повторяемость поведения. Некоторые люди могут иметь много черт с разной степенью выраженности, но все они в более общем плане могут быть отнесены к одному определенному типу. Например, индивиды могут быть типологизированы как экстраверты или интроверты [76; 110].

Факторная стратегия изучения личности или факторно-аналитическое исследование личности получило свое название по той статистической процедуре, посредством которой строится типичная структура личности, – факторному анализу. Основная цель данного метода – упростить описание данных посредством сокращения числа необходимых переменных. Например, если установлено, что пяти факторов достаточно для обозначения большого числа показателей, полученных на основе опросников, оценок, ситуационных тестов или любого другого источника, то в большинстве случаев исходные показатели без существенной потери информации можно заменить этими пятью. Получившиеся в результате факторы и отражают черты личности. Общие принципы и процедурные тонкости использования факторного анализа в психологическом исследовании подробно изложены авторами О.В. Митиной и И.Б. Михайловской [66].

Первые принципы современного факторного анализа были предложены в 1904 г. Ч. Спирменом [5], выдающимся английским психологом, который разработал двухфакторную модель анализа как средство определения существования генеральных факторов и помощи в их выявлении в области психологии способностей. Т. Келли, Л. Терстоун, Р.Б.Кэттел, Дж.П. Гилфорд, Г.Ю. Айзенк, С. Барт, Д. Фиске, У. Норманн, Л. Голдберг, П. Коста и Р. Мак-Крей, Л.Н. Собчик и др. совершенствовали этот метод. Результатом данных работ на сегодняшний день является тот факт, что факторный анализ вот уже более двадцати лет интенсивно применяется в психологии личности с целью выявления фундаментальных качеств.

Неоспоримо ценный и вклад в конструирование структуры личности с помощью метода факторного анализа внес Р. Кэттелл. Его теория стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение [110].

Базовая структурная единица личности для Р.Б. Кэттелла – это черта. Понятие черты означает, что поведение следует некоему паттерну и устойчиво во времени и в разных ситуациях. Согласно Р.Б. Кэттеллу, существует три способа классификации черт: 1) черты способностей, черты темперамента и динамические черты; 2) поверхностные черты и глубинные черты; 3) общие, т.е. свойственные многим людям, и уникальные, т.е. характеризующие конкретного человека [106].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Мотив сна в польской литературе: традиции интерпретации
Духовный и инициацийный характер сновидений литература распознала раньше, чем психология. Если бы в психологии не появилась теория Карла Густова Юнга, который - говоря метафорично - вывел сновидения из каналов либидо на чистую воду неведе ...

Вюрцбургская школа
Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вунд ...

Развитие креативности у старших школьников в воспитательно-образовательном процессе
В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм, игнорирование личности ученика и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта