Специфика процесса социализации подростков

Психология » Особенности взаимоотношений подростков со взрослыми » Специфика процесса социализации подростков

Страница 1

Подростковый возраст выступает как важный момент социального развития, имеющий особую нагрузку в становлении личности. Интенсивное развертывание и насыщение социальной позиции ребенка «я и общество» обеспечивает общественно полезная деятельность, потому что в ней подросток получает возможность не только обратить на себя внимание, проявить себя, но и увидеть свое «я» в оценке других людей, почувствовать, что общество его признает. В этом и заключается механизм выработки социальной позиции подростка по отношению к обществу, выступающей исходной точкой, необходимым внутренним условием дальнейшего развития его деятельности как форма выражения сознания, самосознания, личностного самоопределения, что является важнейшим моментом включения индивида в социальное движение, приобщающее его к социальному движению общества, усвоению общественно-культурных ценностей.

Основными условиями усвоения ребенком общественно-исторического опыта являются:

1) общение со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру;

2) осуществление такой деятельности, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.

Усвоение общественно-исторического опыта выступает как процесс воспроизводства в развивающейся личности исторически сложившихся свойств и способностей человеческого рода. Развитие человечества невозможно без активной передачи человеческой культуры из поколения в поколение. Без общества, без усвоения общественно-исторического опыта стать личностью, приобрести специфические человеческие качества невозможно, даже если человеческое существо обладает биологической полноценностью.

Это процесс называется социализацией и считается важнейшим в процессе становления и развития полноценной личности.

Самостоятельной областью исследования социализация стала в конце 60-х годов ХХ века. В этот период в отечественной педагогике появились публикации, посвященные опыту и теоретическим основам социализации учащихся общеобразовательной школы. В 70-80 годы исследовалась взаимосвязь социализации с индивидуализацией, определились основные направления развития и социализации личности с позиции деятельностного подхода. В качестве важнейших источников и средств социализации рассматривались трудовая и общественно-политическая деятельность подростков, воспитательный коллектив, общество сверстников, средства массовой коммуникации, семья, полоролевая ориентация и подготовка к семейно-брачным отношениям, самореализация школьников и др. Были выявлены роль педагога в социально полезном самоутверждении подростков, в формировании у них активной жизненной позиции, профессиональном самоопределении, исследовались особенности социализации в условиях сельского образа жизни и ряд других вопросов. Педагогическая наука и школьная практика обогащались новыми научными знаниями, позволявшими устанавливать зависимость и взаимообусловленность явлений, связанных с социализацией.

В исследовании проблем социализации особую значимость имеет выявление особенностей отношений старшеклассников. Именно в этом возрасте, как показали исследования И.С. Кона, И.Б. Котовой, Т.Н. Мальковской, Р.Г. Гуровой, А.В. Мудрика, С.А. Смирнова, Е.Н. Шиянова, расширяется социальная среда, воздействующая на учащихся. У старших подростков, юношей и девушек, развивается стремление эмансипироваться от взрослых, определить свое место в жизни. Важным каналом информации выступает общение со сверстниками, оно же становится средством психологической защиты со стороны сверстников.

Современная педагогика и школа, на наш взгляд, испытывают острую потребность в научно обоснованных положениях, рекомендациях, способствующих выработке у учащихся на каждом возрастном уровне готовности и умению активно участвовать в трудовой деятельности, общественной жизни, сознательно вести себя в обществе и семье, овладевать ролями мужчины и женщины, нравственно относиться к любви, семье и браку - в итоге овладевать социальным опытом, реализовывать себя как личность. Важно определить реально достижимые задачи, средства и методы профилактики и коррекции факторов социализации, содержание работы с определенными типами жертв неблагоприятных условий, в которых проходила социализация в соответствии с возрастом, полом, социокультурной принадлежностью детей, молодежи, их средой обитания, конкретными социальными отклонениями.

Некоторые вопросы, имеющие отношение к проблеме социализации личности подростков, рассматривались в научных исследованиях (диссертациях) А.В. Волохова «Вариативно-программный подход к социализации личности ребенка в деятельности детских организаций» (1992); И.Г. Доценко «Педагогическое управление временным объединением подростков» (1995); Л.В.Ершовой «Организационно-педагогические условия социализации ребенка во временном внешкольном объединении» (1995); И.М. Андрамоновой «Воспитание социальной активности старшеклассников в теории и практике отечественной педагогики» (1999); Т.Г. Пташко «Социализация личности подростка в условиях детского общественного объединения» (2000).

Страницы: 1 2 3

Информация по теме:

Развитие восприятия в старшем дошкольном возрасте
недоразвитие речь восприятие дошкольный Исследуя развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые приходят к выводу о том, что в данном возрасте эта форма чувственного познания действительности имеет ещё более сложные характерист ...

Феноменология телесности в психологии
Телесность оказалась "теоретически невидимой" для психологии, несмотря на свою очевидность. Декларируя психосоматическое единство человека, психология занимается преимущественно явлениями сознания, высшей психической деятельност ...

Воображение как психический процесс
Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражаются в мозгу человека, но и перестраиваются в различные комбинации. «Представьте себе, «в ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта