Сформированный на ранних стадиях онтогенеза образ мира представляет собой неразделимо слитый сгусток смыслов, которые постепенно дифференцируются в соответствии с логикой категоризации. В процессе совершенствования восприятия индивид усваивает отношения, существующие между наблюдаемыми свойствами объектов и событиями, соответствующие категории и системы категорий, учится предсказывать взаимоотношения и проверять эти предсказания.
Приобретенная логика категоризации изменяет целостные представления о мире в процессе активного включения в этот мир и поиска своего места в нем. На основе выделенных категорий и систем конструктов, позволяющих описывать определенные фрагменты реальности, выстраиваются относительно устойчивые системы представлений о мире, людях и отношениях.
Отправным моментом в построении имплицитных теорий становится фиксация в памяти человека опыта прошлых взаимодействий. В случае восприятия некоего нового события, физического, социального или внутриличностного, не представленного в прошлом опыте, оно может быть отнесено к тому или иному фрагменту реальности, в зависимости от особенностей ассоциативного поля индивида (Белецкая Ю.С., 2003).
В научной практике были сделаны попытки выделить и изучить некоторые имплицитные теории. Так, Ю.С. Белецкая называет следующие имплицитные теории, которые могут быть реконструированы в образе мира человека: имплицитные теории межличностных отношений (Доценко, 1999; Белецкая, 2003), имплицитные теории семьи (Демакова, 2002; Минеева, 2002); также в работе упоминаются: имплицитные теории личности (изучались Дж. Брунером и Р. Тагиури), имплицитные теории соматических заболеваний (изучались А.Ш. Тхостовым), имплицитные теории интеллекта (изучались Р. Стернбергом) (Белецкая Ю.С., 2003).
Информация по теме:
Развитие креативности у старших школьников в
воспитательно-образовательном процессе
В настоящее время только очень ленивый или невероятно далекий от школы человек не ругает современное школьное образование за его чрезвычайную оторванность от жизни, скуку, царящую на уроках,, авторитаризм, игнорирование личности ученика и ...
Терминологическая многозначность понятия психической ригидности
Ригидность – от латинского rigeo, rigitas, что значит быть негибким, жестким, окостенелым. В психологию этот термин перешел из физики, где им обозначают свойство тел сопротивляться изменению их форм; измеряется это свойство отношением сил ...
Субъективные факторы существования асоциальной субкультуры
Криминальная субкультура как и любая культура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, взламывая ее, девальвируя ее ценности и нормы, насаждая в ней свои правила, атрибутику. Носителями криминальной субкультуры ...