Различные определения Я-концепции, понимание Я-концепции разными авторами

Психология » Различие Я-концепций подростков и юношей » Различные определения Я-концепции, понимание Я-концепции разными авторами

Страница 1

Понятие Я-концепция входит во многие учебники по социальной психологии как одна из обязательных тем. Не смотря на это, авторы учебников дают этому понятию разные определения. Они рассматривают Я-концепцию как совокупность некоторых когнитивных схем, направленных на себя. Но, одни отождествляют ее с понятием самосознания, другие смотрят на Я-концепцию, в первую очередь, как детерминанту поведения. По теории бихевиоризма Я-концепция – это способ поведения [Шибутани Т.,1998]. Я-концепции даются следующие определения:

1. Я-концепция – это совокупность всех представлений человека о различных сторонах своей личности и организма [Социальная психология личности в вопросах и ответах под ред. В.А.Лабунской, 1999].

2. Я-концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой [Бернс Р.,1986].

3. Я-концепция – это убеждения, с помощью которых человек определяет себя (дает ответы на вопросы кто Я). Элементы Я-концепции – Я-схемы, шаблоны сознания, с помощью которых человек организует свои миры. Я-схемы активно влияют на то, как мы обрабатываем социальную информацию, как мы воспринимаем, запоминаем, оцениваем окружающих и самих себя. Я-концепция включает Я-схемы, характеризующие нас в данный момент времени, возможные Я, т.е. какими мы можем стать и какими мы бы хотели стать, и социальное Я [Майерс Д., 2004].

4. Я-концепция – набор определенных перцептивных Я-образов, определяющих поведение [Шибутани Т., 1998].

5. Я-концепция – комплекс форм поведения, система организованных действий человека по отношению к самому себе [Шибутани Т., 1998].

6. Мид Д. определяет Я-концепцию как субъективное переживание коллективной точки зрения [Шибутани Т., 1998].

Психологический словарь дает такое определение Я-концепции. Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относиться к себе. Я-концепция - это целостный, хотя и не лишенный некоторых внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка к самому себе и включающий компоненты: когнитивный образ – образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и пр. (самосознание); эмоциональный образ – самоуважение, самоуничижение и др.; оценочно-волевой – стремление завоевать уважение, повысить самооценку [Психологический словарь, 1990].

Разработкой понятия Я-концепция занимались психологи, принадлежащие к различным психологическим школам: Джемс У., Кули Ч., Мид Д., Эриксон Э. и Роджерс К

Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатывать проблематику Я-концепции. Глобальное, личностное Я (Self) он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me). Это - две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них представляет собой чистый опыт (Я-сознающее), а другая – содержание этого опыта (Я-как-объект). Он рассматривает человека, с одной стороны, как обладающего сознанием, а с другой - осознает самого себя как один из элементов действительности, - значит сложно объяснить очевидную вещь. Поэтому личностное Я - это всегда одновременно и Я-сознающее, и Я-как-объект.

Невозможно представить себе сознание, лишенное содержания, как и содержание психических процессов, существующее в отрыве от сознания. Всякий опыт психической жизни человека связан с переживанием какого-то содержания. Джемс использовал зафиксированные в языке структуры для того, чтобы различить познаваемое и познающего как разные аспекты единого интегрального Я, то есть самой личности. Таким образом, то, что предложено Джемсом, является обоснованной (но все же гипотетической) моделью структуры личностного Я.

По мысли Джемса, Я-как-объект - это все то, что человек может назвать своим. В этой области Джемс выделяет четыре составляющие и располагает их в порядке значимости: духовное Я, материальное Я, социальное Я и физическое Я.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Понятие эмоциональной устойчивости, готовности к экстремальным ситуациям
В понятие «эмоциональная устойчивость», в зависимости от авторов, включаются различные эмоциональные феномены, на что указывают Л.М. Аболин (1987), М.И. Дьяченко и В.А. Пономаренко (1990) и др. Так, некоторые авторы рассматривают эмоциона ...

История исследования проблемы деформации личности в экстремальных условиях
Исследуемая проблема специфики деятельности в уголовно-исполнительной системе (УИС) и деформации личности тюремного персонала рассматривалась в работах многих психологов, был проведен ряд исследований по данной теме. Положения и должностн ...

Структурно-уровневая теория интеллекта
Целый ряд существенных положений относительно природы интеллектуальных возможностей человека сформулирован в рамках теории интеллекта, разработанной под руководством Б. Ананьева [19]. В качестве исходной выступала идея о том, что интеллек ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта