Гендерные и социокультурные особенности имплицитных теорий семьи у взрослых

Психология » Гендерные и социокультурные особенности имплицитных теорий семьи у взрослых

В последние годы в нашей стране растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи. Семья является важнейшей формой организации жизни человека, ведь большинство из нас живет в семьях. Вот как говорит об этом Вирджиния Сатир, известный американский психолог: «Сейчас мне совершенно ясно, что семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, — ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семья, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства совместного продукта. Хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей» (В. Сатир, 1992, с.15).

На сегодняшний день нет единого подхода к исследованию семьи и единого понимания ее сущности, нет общей теории, которая могла бы стать основой изучения семьи. При этом современная ситуация в семейной психологии и семейной терапии характеризуется мощной волной проникновения новых подходов и методов. В одном из наиболее авторитетных направлений — системном подходе — семья рассматривается как целостная базисная система.

Различные подходы к изучению и консультированию семьи опираются на различные теоретические модели семьи. Эти модели, как правило, не выражены в явном виде, но от них зависит представление о норме и отклонениях.

Цели, намечаемые консультантом, или гипотезы, которые он строит, зависят не только от теоретической модели, в рамках которой работает специалист, но и несут на себе отпечаток сформировавшейся у него имплицитной модели семьи. Эффективность психотерапии будет зависеть от того, насколько эти цели и интерпретации адекватны для клиента.

Психологу-консультанту для успешной работы с каждой отдельной семьей необходимо не только представлять себе теорию семьи, лежащую в основе тех направлений и техник работы, к которым он тяготеет, но и осознать собственную концепцию семьи, и, наконец, понять, какие представления о семье доминируют в той культуре, в которой он работает.

Актуальность изучения имплицитных теорий семьи определяется важностью этого явления как в обеспечении точности и адекватности межличностного познания, так и в терапевтической работе.

В последние годы в современном российском обществе произошли некоторые экономические, политические и социальные перемены, во всех сферах общественной жизни резко возросла роль отдельной личности, сейчас уже на уровне государственной политики возрос интерес к семье и возможным путям гармонизации семейной системы.

Среди населения также можно наметить довольно устойчивую тенденцию обращаться к специалистам, как при возникновении текущих трудностей, так и при острых проблемах.

В этих условиях огромную важность приобрело углубление понимания механизмов (одним из которых являются имплицитные теории), лежащих в основе восприятия человеком другого человека, в том числе и в рамках семейной системы. Изучение закономерностей становления и развития имплицитных теорий семьи стало особенно актуальным как в практическом (для оптимизации процессов семейного консультирования), так и в теоретическом плане (для переосмысления накопленного материала и обозначения перспектив исследований в семейной психологии).

Наша работа проводится на основе диссертационного исследования О.А. Минеевой и будет посвящена выявлению и изучению имплицитных теорий семьи у взрослых мужчин и женщин 23-32 лет, русских и американцев.

Исходя из данных, полученных О.А. Минеевой на русской и французской выборке разного возраста, пола и семейного положения и анализа литературы, мы предположили, что самые существенные различия в имплицитных теориях семьи будут обнаружены у русских по отношению к американцам и у американских мужчин по отношению к американским женщинам.

Информация по теме:

Возрастные особенности первоклассников
Младший школьный возраст (с 6 до 11 лет) является вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у ...

Детские конфликты: возникновение, предотвращение и разрешение
Конфликт – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми о ...

Феноменология телесности в психологии
Телесность оказалась "теоретически невидимой" для психологии, несмотря на свою очевидность. Декларируя психосоматическое единство человека, психология занимается преимущественно явлениями сознания, высшей психической деятельност ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта