Гендерные и социокультурные особенности имплицитных теорий семьи у взрослых

Психология » Гендерные и социокультурные особенности имплицитных теорий семьи у взрослых

В последние годы в нашей стране растет интерес к изучению психологии и психотерапии семьи. Семья является важнейшей формой организации жизни человека, ведь большинство из нас живет в семьях. Вот как говорит об этом Вирджиния Сатир, известный американский психолог: «Сейчас мне совершенно ясно, что семья — это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, — ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семья, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства совместного продукта. Хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей» (В. Сатир, 1992, с.15).

На сегодняшний день нет единого подхода к исследованию семьи и единого понимания ее сущности, нет общей теории, которая могла бы стать основой изучения семьи. При этом современная ситуация в семейной психологии и семейной терапии характеризуется мощной волной проникновения новых подходов и методов. В одном из наиболее авторитетных направлений — системном подходе — семья рассматривается как целостная базисная система.

Различные подходы к изучению и консультированию семьи опираются на различные теоретические модели семьи. Эти модели, как правило, не выражены в явном виде, но от них зависит представление о норме и отклонениях.

Цели, намечаемые консультантом, или гипотезы, которые он строит, зависят не только от теоретической модели, в рамках которой работает специалист, но и несут на себе отпечаток сформировавшейся у него имплицитной модели семьи. Эффективность психотерапии будет зависеть от того, насколько эти цели и интерпретации адекватны для клиента.

Психологу-консультанту для успешной работы с каждой отдельной семьей необходимо не только представлять себе теорию семьи, лежащую в основе тех направлений и техник работы, к которым он тяготеет, но и осознать собственную концепцию семьи, и, наконец, понять, какие представления о семье доминируют в той культуре, в которой он работает.

Актуальность изучения имплицитных теорий семьи определяется важностью этого явления как в обеспечении точности и адекватности межличностного познания, так и в терапевтической работе.

В последние годы в современном российском обществе произошли некоторые экономические, политические и социальные перемены, во всех сферах общественной жизни резко возросла роль отдельной личности, сейчас уже на уровне государственной политики возрос интерес к семье и возможным путям гармонизации семейной системы.

Среди населения также можно наметить довольно устойчивую тенденцию обращаться к специалистам, как при возникновении текущих трудностей, так и при острых проблемах.

В этих условиях огромную важность приобрело углубление понимания механизмов (одним из которых являются имплицитные теории), лежащих в основе восприятия человеком другого человека, в том числе и в рамках семейной системы. Изучение закономерностей становления и развития имплицитных теорий семьи стало особенно актуальным как в практическом (для оптимизации процессов семейного консультирования), так и в теоретическом плане (для переосмысления накопленного материала и обозначения перспектив исследований в семейной психологии).

Наша работа проводится на основе диссертационного исследования О.А. Минеевой и будет посвящена выявлению и изучению имплицитных теорий семьи у взрослых мужчин и женщин 23-32 лет, русских и американцев.

Исходя из данных, полученных О.А. Минеевой на русской и французской выборке разного возраста, пола и семейного положения и анализа литературы, мы предположили, что самые существенные различия в имплицитных теориях семьи будут обнаружены у русских по отношению к американцам и у американских мужчин по отношению к американским женщинам.

Информация по теме:

Особенности развития и коррекция моторики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Полноценное развитие речи является необходимым условием гармоничного развития личности. Речь - это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении ...

Определение понятия «имплицитная теория»
Под имплицитными концепциями в психологи понимают обыденные, ненаучные, житейские, не вполне осознаваемые представления людей о каком-либо явлении или процессе из их повседневной жизни. Впервые понятие имплицитные теории ввели Дж. Брунер ...

Психологическое содержание подросткового возраста
В начале подросткового возраста дети не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению: они еще много шагают и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, кипучи и взрывчаты, разнонаправлено активны и час ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта