Факторная структура личности

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Факторная структура личности

Страница 6

– реакция, силы которой направлены вовне (наступательность, активное отстаивание своей позиции, противодействие, обвинение во всем окружающих, наиболее резкий способ реагирования – агрессия в отношении других);

– реакция, преимущественно направленная на себя, внутрь личности (отступление, готовность отказаться от реализации своих намерений, склонность к самообвинению, наиболее резкая форма реагирования – суицид, аутоагрессия).

Базисные типологические свойства: преобладание тормозимых свойств нервной системы – преобладание возбудимых свойств нервной системы, тугоподвижность нервной системы – лабильность нервной системы преобразовываются в процессе развития в психологические особенности, которые представлены восемью ортогональными признаками: интроверсия – экстраверсия, тревожность – агрессивность, ригидность – лабильность, сензитивность – спонтанность [96].

Тревожность в норме – это ответственность по отношению к окружающим, осторожность в принятии решений, социальная созвучность среде; при заострении – мнительность, боязливость, склонность к навязчивым страхам и паническим реакциям.

Стеничность (агрессивность) в норме проявляется тенденцией к самоутверждению и активной самореализации; при акцентуации – эгоцентризмом, склонностью к агрессивной манере самоутверждения вплоть до явной агрессии и криминальных действий.

Интроверсия – это черта обращенности индивида в мир субъективных переживаний и фантазий, замкнутость, застенчивость, социальную пассивность; при заострении интроверсия проявляет себя как аутизм.

Экстраверсия – это обращенность в мир реально существующих ценностей, общительность, социальная активность; при акцентуации – избыточное неразборчивое общение, неконструктивная социальная активность.

Спонтанность – это раскованное самоутверждение, предприимчивость, стремление к лидерству; при патологическом развитии данной черты наблюдается выраженная импульсивность и противоправное поведение.

В сочетании с экстравертированностью и агрессивностью, эта черта формирует «сильный» (гипертимный) тип поведения.

Сензитивность проявляется чувствительностью, конформностью, ориентацией на авторитет более сильной личности, чертами зависимости, при заострении можно наблюдать депрессивное состояние, а в сочетании с интровертированностью и тревожностью, формирует атрибутику типологически «слабой» (гипотимной) конституциональной структуры.

Биполярные свойства ригидности и лабильности формируют два полярных типа, представляющих собой смешанные варианты по отношению к чисто гипертимному и чисто гипотимному. Ригидный характеризуется сочетанием субъективизма интроверта с инертностью установок и настойчивостью личности, склонной к настороженной подозрительности и педантизму. Эксплозивность (взрывные реакции) и паранойяльность – его патологические проявления. Лабильный проявляется выраженной изменчивостью настроения, повышенной эмотивностью, мотивационной неустойчивостью, чертами демонстративности, которые при дезадаптации перерастают в истерический паттерн поведения.

Промежуточные характеристики представляют собой сплав свойств, проявляющихся в стиле межличностного поведения индивида: конформность, социальная пассивность, индивидуализм, неконформность, лидерство, социальная активность, коммуникативность, компромиссность.

Умеренная степень выраженности данных типологических свойств отражает стабильность и уравновешенность гармоничной личности, а при дезадаптации эти тенденции усиливаются.

Интеграция личности в целое осуществляется через самосознание, самооценку и самоконтроль, составляющие реальное «Я» человека, при этом его идеальное «Я» определяет то направление, в сторону которого намечены субъективные перспективы дальнейшего развития личности. Самосознание формируется через сравнительный анализ чувств, мнений и поступков индивида с переживаниями, мыслями и поведением окружающих лиц [97].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Информация по теме:

Характеристика тренинговой программы подготовки детей к школьному обучению
Предлагаемая программа направлена на развитие у детей дошкольного и младшего школьного возраста как определенных личностных качеств (навыков общения, чувства эмпатии, доверия), так и тех психических функций, которые создают основу для усп ...

Игровая коррекция страхов
Известно, что игра представляет собой естественный вид творчества детей, в которой моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит реагирование чувств и желаний, постижение нового опыта ...

Истоки и содержание понятия "психосоматика"
Боль – главный симптом, к излечению которого стремится больной в первую очередь. Боль – защитная реакция организма, что дает сигнал для действия. Ощущение боли дают практически все органы и ткани человека. Боль может быть вызвана как объек ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта