Актуальность данной проблемы состоит в том, что многие талантливые люди, в нашем случае, певцы, не всегда могут проявить себя в полном объеме.
Причиной всему является: во- первых, неосознавание своей деятельности, во- вторых- психологические аспекты (неумение сконцентрироваться на исполнении, страх, волнение, неуверенность в себе, в своих силах)
Для того чтобы удачно выступить на концерте, певцу необходимо быть в состоянии оптимальной концертной готовности. Это состояние надо рассматривать по трем основным параметрам: физическому, эмоциональному и умственному.(Бочкарев П. , 1975Г)
Хорошая физическая подготовка, дающая ощущения здоровья, силы, выносливости и хорошее настроение, прокладывает путь к хорошему эмоциональному состоянию во время публичного выступления, положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых при выступлениях. Исполнитель может находиться в плохом физическом состоянии, но тем не менее выступать очень хорошо, это происходит из-за того , что концертный стресс активизирует защитные силы организма.
Компонент оптимального концертного состояния(ОКС) складывается из ощущений эмоционального подъема, радостного предвкушения предстоящего выступления, желания петь для других людей и приносить им своим искусством радость. Одним из важнейших показателей эмоционального оптимального состояния перед выступлением на сцене может служить частота сердечных сокращений. Пользуясь методом психоэмоциональной регуляции, можно как понижать, так и повышать частоту пульса, приводя его к тем показателям, которые для данного певца оптимальны. ( Изард К. 1980)
Мыслительный (когнитивный) компонент ОКС складывается из ясности и быстроты мышления, способности четко представлять программу выполняемых действий и воплощаемых слуховых образов. Передача мысли при вокальном исполнении, осуществляется при помощи целенаправленной исполнительской воли, которая включает через контролирующую деятельность внимания все психические процессы- мышление, память, воображение. Волевое сосредоточение внимания позволяет певцу перенести все то, что было сделано в умственном плане, в процессе предварительной работы, во внешний план. Умение сосредоточивать внимание и длительно удерживать его на каком–либо объекте- очень важный компонент ОКС. Поэтому ежедневные упражнения на концентрацию внимания должны входить в программу подготовки певца. Отвлекающие мысли в момент исполнения почти всегда приводят к ошибкам. (Станиславский К.,1958)
Для удачного выступления должно сопутствовать приподнятое настроение, особый боевой задор, отсутствие утомления, хорошее отношения с окружающими, нормальное физическое самочувствие.
Для ОКС певец, прежде всего, должен охранять свою нервную систему от излишних раздражителей и экономно тратить силы, а также соблюдать гигиену, согласно своим индивидуальным особенностям.
Для психологической подготовки певцов к выступлению мы решили использовать ментальный тренинг (от англ. mentai - умственный, психический).
На основе вызванного внушением альтернативного состояния сознания путем вербального программирования происходит формирование оптимального психофизического состояния и формирование мотивации человека на общее эмоциональное благополучие.
В созданном альтернативном состоянии сознания максимально устранена критика воспринимаемой информации. Субъект выполняет все команды, не задумываясь об их содержании. При этом активно формируется необходимые представления и их эмоционально-чувственные переживания.
Таким образом, можно полагать , что в основе психорегуляции лежат следующие психофизиологические механизмы: устранение ненужных эмоциональных переживаний, негативных психических состояний, формирование требуемого уровня восстановительной функциональной системы, и обеспечение такого психического состояния, при котором наиболее полно реализуются возможности человека.
Исходя из выше сказанного, можно предположить, что психомышечная релаксация, может успешно применяться в целях оптимизации певца перед выступлением.
Система методов морально-волевой подготовки певца в системе ментального тренинга дополняется аутогенной, идемоторнрй, сюжетно-ролевой умственной подготовкой, методами умственной репетиции, а также методами ауто- и гетеровнушений.
Мозг нормального человека загружен лишь на 7-9% своей природной энергоинформационной мощности, следовательно, методы ментального психотренинга помогут нам мобилизировать скрытые в мозгу, в психике, в организме человека еще не реализованные функциональные возможности для его развития.
Информация по теме:
Энергоинформационные рисунки
Любой рисунок, как и любой цвет, оказывает на человека определенное воздействие и несет свою индивидуальную энергию.
Здесь все имеет значение: и цветовая гамма рисунка, и само изображение, и даже настроение художника, с которым он работа ...
Причины умственной отсталости
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции.
Понятие "умственно отсталый ребенок" включает весьма раз ...
Сущность и содержание понятия внимание
Прежде чем приступить к практическому исследованию методик диагностики внимания школьников отметим ряд важных моментов, так например одним из определений внимания в психологии является предложенное Н.Ф.Добрыниным понимание внимания как на ...