Особенности эмоционального развития подростков

Психология » Психологические условия эмоционального благополучия подростков » Особенности эмоционального развития подростков

Страница 4

К. Е. Изард [8] пишет, что подростковый возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся подростковая сензитивность – чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих.

Так называемые немотивированные поступки, частые в отроческом возрасте, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются логическому анализу. Чтобы понять их, следует чётко разграничивать напряжённость; а нередко – и внутреннюю конфликтность психики подростка и социальную конфликтность поведения. Многие внутренние и внешние конфликты, традиционно относимые на счёт юношеской гиперсексуальности, обусловлены прежде всего тем, что сексуальное влечение и поведение подростков не находят признания и символизации в культуре и потому кажутся опасными и разрушительными [16].

В подростковом возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и сферу его межличностных отношений [24].

И. С. Кон [11] отмечает, что наряду с развитием товарищеских отношений, подростковый возраст характеризуется напряжённым поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком, по-видимому, врождённая и проявляется уже в первые недели и месяцы жизни ребёнка. Однако содержание этой потребности и способы её удовлетворения, включая степень избирательности контактов, их устойчивости и психологической глубины, меняются с возрастом, по мере развития личности и её коммуникативных способностей [9].

Подростковая коммуникативность часто бывает эгоцентрической; потребность в самовыражении выше интереса к собеседнику. Подлинная интимность, т. е. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких личностей при сохранении индивидуальности и особенности каждой из них, предполагает наличие относительно стабильного «я». Если его нет, подросток мечется между желанием слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда придумать другого легче, чем понять его. Отсюда напряжённость в отношениях с друзьями и любимыми [9].

В отрочестве больше, чем в других возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Мальчики и девочки подросткового возраста подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам [24].

Таким образом, в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неуравновешенность, в результате которой подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Причины и последствия семейного неблагополучия
Разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье. Во-первых, кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно вли ...

Методы профилактики стресса
Образ жизни - это наша повседневная жизнь с раннего утра до позднего вечера, каждую неделю, каждый месяц, каждый год. Составными частями активного и релаксационного образа жизни являются и начало трудового дня, и режим питания, и двигател ...

Системы теоретизирования Гарднера и Штернберга
Те, кто предлагает системные взгляды на интеллект, полагают, что он является сложной и целостной системой. Они предпринимают попытки понять обобщенное целое, состоящее из различных составных частей. Существует два удачных примера системно ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта