Особенности эмоционального развития подростков

Психология » Психологические условия эмоционального благополучия подростков » Особенности эмоционального развития подростков

Страница 3

Но эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть объяснены лишь сдвигами эмоционального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причём индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряжённость, типичная для подростка, захватывает и годы юности [26].

А.С. Никифоров [18] пишет, что эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста – побочные и не всеобщие свойства отрочества. Существует общая закономерность, действующая в фило- и онтогенезе, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызвать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением. Если бы взрослый человек реагировал на все раздражители с непосредственностью ребёнка, он бы неминуемо погиб от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости – ведь круг значимых для него отношений гораздо шире детского. Однако взрослого спасает развитие эффективных механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, а также способность избирательно реагировать на внешние воздействия.

Отечественные психологи, изучавшие с помощью проективного теста возрастную динамику тревожности, определили, что дошкольники обнаруживают наибольшую тревожность в общении с воспитателем детского сада, наименьшую – с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую – со сверстниками. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее – с посторонними взрослыми и учителями. У старших школьников обнаружили самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко вырастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят [19].

А.Н. Лук считает, что наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности, то есть на какие стимулы реагирует субъект, в подростковом возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции. Уровень эмоциональной реактивности, способности личности переживать чувства, обусловлены отчасти её конституциональными свойствами, а отчасти условиями воспитания. Следует подчеркнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности – фактор психологически неблагоприятный [15].

Подростковый синдром дисморфомании – озабоченности своим телом и внешностью – в юности обычно проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в отрочестве часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм [8].

По данным экспериментальных исследований, в которых проводилось обследование одних и тех же детей в VII и вторично в IX классе, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую эмоциональную устойчивость. Эти данные интересны также тем, что в подростковом и младшем юношеском возрасте обнаруживаются одинаковые симптомокомплексы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интегральные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями [20].

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Причины и процесс развития агрессивности
Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основных психологических направлениях. В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Черты ...

Выводы
1)Доказано влияние на агрессивность и состав поведения социальных факторов. Традиционные представления о связи маскулинности с агрессией претерпевают существенные изменения. Одним из следствий проявившегося «кризиса маскулинности» являетс ...

Уникальность и ограничения рационально-эмотивной терапии
По мнению Эллиса, любой из видов психотерапии, включая РЭТ, имеет свои ограничения. Он утверждает, что никого из клиентов, даже при эффективном использовании РЭТ, не удавалось излечить полностью (хотя состояние многих существенно улучшало ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта