Особенности эмоционального развития подростков

Психология » Психологические условия эмоционального благополучия подростков » Особенности эмоционального развития подростков

Страница 1

О переходном возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в лёгкой возбудимости, страстности, частой смене настроения и т. п. Но что же подразумевается под эмоциями? Этой проблемой занимается Г. М. Бреслав [4], Е. И, Изотова [9], Е. П. Ильин [10] и другие.

Р. С. Немов даёт следующее определение: эмоции – это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К классу эмоциональных состояний относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями [17].

В жизни личности большое значение имеют эмоциональные состояния. На определённый период времени они окрашивают всю психическую деятельность человека и обнаруживаются в различных настроениях, аффективных состояниях. Эмоциональные состояния не только зависят от характера протекающей психической деятельности, но и сами оказывают огромное влияние на неё. Хорошее настроение, например, активизирует познавательную и волевую деятельность человека [9].

Эмоциональное состояние может зависеть от выполняемой деятельности, совершаемого поступка, от самочувствия, прослушанной песни, прочитанного произведения и т. д. [4].

Все эмоциональные состояния, как бы субъективны они не были, детерминированы, причинно обусловлены, хотя человек не всегда ясно осознаёт причину своего состояния.

Г. М. Бреслов [4] даёт определение каждому эмоциональному состоянию.

Настроение, в его понимании, это более или менее длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все другие переживания и деятельность человека. Настроение всегда имеет причину. Ею могут быть окружающая природа, события, люди, выполняемая деятельность, состояние здоровья. Настроение накладывает отпечаток на поведение, окрашивает деятельность человека, стимулирует или подавляет активность личности. Если человек находится в хорошем, бодром настроении, то даже значительные трудности воспринимаются им как преодолимые, выполняемая работа кажется интересной, люди – отзывчивыми и приятными. Если же настроение подавленное, то та же работа кажется скучной и неинтересной, те же люди – раздражающими и плохо воспитанными, любая трудность – непреодолимой [по 4].

Под аффектом понимается кратковременная, бурно протекающая, чрезвычайно интересная эмоциональная реакция. Для аффекта характерна чрезвычайная сила проявления, он захватывает человека целиком. Нередко в состоянии аффекта изменяются обычные установки личности. Многое из происходящего воспринимается необычно, в совершенно ином освещении, происходит ломка привычного поведения. Находящийся в состоянии аффекта человек нередко плохо сознаёт, что он делает. Он не может сдержать себя, не предвидит результатов своей реакции, оказывается настолько поглощён своим состоянием, что плохо оценивает характер и значение содеянного [по 4].

Следующее эмоциональное состояние это страсть. Страстью называется сильное, стойкое, длительное чувство, порождающее неослабную энергию, направленную на достижение единой цели и предмета страсти. Предметом страсти могут быт самые различные области знания и деятельности человека. Объектом страсти может быть и человек другого пола, определённые вещи, вызывающие неопределимое стремление к обладанию ими. Страсти всегда побуждают людей к активной деятельности , через которую страсть удовлетворяется и на основе которой она развивается [по 4].

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Основные принципы психодинамической психотерапии
Психоаналитическая психотерапия использует специфические технические средства и особое понимание психического функционирования для выбора и проведения соответствующего вмешательства со стороны терапевта. Прошлое индивида существует в его ...

Биологическое и социальное в историческом развитии человеческого рода
Строго говоря, эволюция человека происходит на всем протяжении его существования. Но она относится к социальной стороне его жизни. Что же касается биологической эволюции человека, то с тех пор как он выделился из животного мира, она перес ...

Методы исследования и развития специальных способностей
Вопрос о методах исследования и развития способностей и одаренности с одной стороны совершенно прозрачен и ясен, но с другой – некоторые моменты по сей день остаются нерешенными. К таким моментам относятся экспериментальные методы исследо ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта