Особенности эмоционального развития подростков

Психология » Психологические условия эмоционального благополучия подростков » Особенности эмоционального развития подростков

Страница 2

Ещё одно эмоциональное состояние – это стресс. Оно вызывается неожиданной напряжённой обстановкой. Стрессовыми состояниями будут действия в условиях риска, необходимость самостоятельно принимать быстрое решение, мгновенные реакции при опасности, поведение в условиях неожиданно меняющейся обстановки. В стрессовом состоянии может с трудом осуществляться целенаправленная деятельность, переключение и распределение внимания, может наступить даже общее торможение или полная дезорганизация деятельности. При этом навыки и привычки остаются без изменения и могут заменит собой осознанные действия [по 4].

У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям он лучше понимает других, может, не пользуясь речью, судить о состояниях других людей и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин [10], возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоционально-выразительные движения человека – мимика, жесты, пантомимика – выполняют функцию обещания, т. е. сообщения человеку информации о состоянии говорящего и его отношения к тому, что в данный момент происходит, а также функцию воздействия – оказания определённого влияния на того, кто является субъектом восприятия эмоционально выразительных движений [10].

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнаёт о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки её хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя и направляя её [3].

Что же касается развития эмоций у подростков, то можно считать доказанным, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи объясняют подростковую психическую неуравновешенность и характерные для неё резкие смены настроения, переходы от экзальтации к депрессии и от депрессии к экзальтации, настроением в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослабления всех видов условного торможения [25].

Физиологические истоки эмоциональной напряжённости нагляднее видны у женщин. У них депрессия, раздражительность, тревожность и пониженное самоуважение тесно связаны с определённым периодом менструального цикла (так называемое предменструальное напряжение), за которым следует эмоциональный подъём. Трудности, непосредственно предшествующие началу менструаций у девочек-подростков отражают в этом случае биологическую закономерность [11].

У мальчиков такой жёсткой психофизиологической зависимости пока не обнаружено, хотя пубертатный возраст и для них труден. Русский психолог П. М. Якобсон [25] нашёл, что пик негативистских реакций как ко взрослым, так и к сверстникам приходится на на 12,5-13,5 лет. Практически все психологи считают наиболее трудным возрастом эмоционального развития 12-14 лет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Типы конфликтов
Задача оптимизации социально-психологического климата коллективов диктует настоятельную необходимость выявления причин возникновения конфликтов между их членами. Один из первых шагов на пути решения этой задачи – разработка социально-псих ...

Тренинг социальных умений
Одна из главных причин того, что многие люди постоянно попадают в проблемные ситуации, невероятно проста: у них просто не хватает базовых социальных умений. Например, они не знают, как ответить на провокацию других, чтобы погасит пламя гн ...

Характеристика метода анализа продуктов деятельности в психологии
психолог этический правило беседа Анализ продуктов деятельности (контент - анализ). В психодиагностике существует еще один способ получения информации о человеке - это количественно-качественный анализ документальных и материальных источ ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта