Содержание Я-концепции

Психология » Различие Я-концепций подростков и юношей » Содержание Я-концепции

я Я-концепция состоит из многочисленных образов Я, которые служат более частными характеристиками. Существуют разные критерии для их классификации. По временной отнесенности можно выделить образы «Я в настоящем», «Я в будущем», «Я в прошлом». По содержанию можно выделить образцы: Я-физическое, Я-умственное, Я-эмоциональное, Я-социальное. По источнику информации: Я глазами мамы, Я глазами друга. Я-концепция включает в себя реальное Я (то, каким индивид представляет себя на данный момент), социальное Я (каким, по мнению индивида, его видят другие) и идеальное Я (каким индивиду хотелось бы быть).

Когнитивная составляющая Я-концепции.

Все эти образы являются составляющими когнитивной компоненты Я-концепции. Кроме когнитивной составляющей Бернс выделяет также эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие. В описании себя человек, пользуется определенным набором характеристик, а также пытается выразить свое эмоциональное отношение к собственным качествам. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Поведенческая составляющая является потенциальным действием, которое может быть вызвано образом Я и самооценкой.

Выделение таких составляющих позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. И позволяет понять отношение между понятиями Я-концепции и самооценки.

Когнитивная составляющая Я-концепции рассматривается как некоторый набор любых атрибутивных, ролевых, статусных, психологических характеристик индивида, описание его имущества, жизненных целей и т. п. Все они входят в образ Я с различным удельным весом - одни представляются индивиду более значимыми, другие - менее. Причем значимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться в зависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влиянием момента.

Оценочная составляющая Я-концепции.

Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда являются объективными, в них всегда присутствует сильный личностный, оценочный момент. Иными словами, Я-концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных характеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.

Источником оценки является ваша субъективная интерпретация реакций других людей на эти качества, а также то обстоятельство, что вы воспринимаете их как на фоне объективно существующих стандартов, так и через призму общекультурных, групповых или индивидуальных ценностных представлений, усвоенных вами в течение жизни. Когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Поведенческая составляющая Я-концепции.

В теории Р.Бернса Я-концепция рассматривается как совокупность или структура установок индивида на самого себя. Эти установки влияют на поведение человека. Мотивационная функция Я-концепции, регулирующая поведение, состоит в следующем:

1.Каждая социальная ситуация воспринимается и оценивается в соответствии с теми компонентами Я-образа, которые актуализируются этой ситуацией и которые необходимо проявлять индивиду (постигать, поддерживать, защищать, избегать и т.д.).

2. В зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые актуализированы ситуацией, формируется и выбирается определенная форма поведения в данной ситуации [Социальная психология под ред. Журавлева А.Л., 2002].

Так или иначе, во всех теориях Я-концепции авторы выделяют в ее структуре Я-реальное, Я-социальное (или Я-зеркальное) и Я-идеальное. Далее, выделяются более частные компоненты Я-концепции

Информация по теме:

Семейное воспитание и возникновение личных проблем подростка
Быть родителем – вероятно наиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имея какой либо предварительной подготовки или образования. Неудивительно, что совершаются ошибки, предъявляются необоснованные ожидания, в ...

Особенности мышления детей младшего школьного возраста в норме
Развитию мышления в младшем школьном возрасте принадлежит особая роль. К моменту поступления в школу у ребенка 6-7 лет уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образованием для раз ...

Определение понятия "Умственная отсталость"
Рассмотрим определение понятия "умственная отсталость". Умственно отсталым, называют такого ребенка, у которого стойко нарушена познавательная деятельность вследствие органического поражения головного мозга (наследуемого или пр ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта