Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Психология » Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей » Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Страница 2

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Данные причины ведут к тому, что данная категория детей имеет ряд характеристик, особенностей в развитии, существенно влияющих на его мотивацию к самореализации и жизненную перспективу. На них мы остановимся более подробно.

В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований пагубного влияния социально неблагополучных семей на развитие личности подростка. В общих чертах они показывают, что на развитие ребенка особо пагубно влияет "отсутствие" матери (материнская депривация). Помимо этого фактора, обнаружены и другие факторы негативного влияния неблагополучной семьи: сенсорная депривация - обеднение среды, ее сужение; социальная - уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоциональная - снижение эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая - невозможность удовлетворения основных потребностей.

Если же рассматривать более подробно, то мы выявили некоторые пункты, по которым хотели бы описать психолого-педагогические особенности подростка из социально неблагополучной семьи, которые, в свою очередь, влияют на содержание мотивации к самореализации и жизненной перспективы. Это физические и психические, умственные особенности, а также особенности, касающиеся его умениям социализироваться в обществе.

1. Психологические (психофизиологические) особенности и особенности в умственном развитии:

Семейное неблагополучие влечет за собой массу проблем, характеризующихся поверхностностью, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, приводит к нарушению ценностных ориентаций, способствует появлению глубоких душевных ран. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаются в депрессиях, разнообразных психосоматических заболеваниях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя. Трудности в поведении детей и подростков очень часто уходят своими корнями в неразрешенные еще с детства проблемы самих родителей. Психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно "записывается" в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в школьном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне "естественный". Он не знает других отношений в семье. Таким образом, подростки из неблагополучных семей фиксируют стиль поведения и образа жизни родителей, считают их образцами собственного стиля поведения. И при вхождении в самостоятельную жизнь проецируют все то, что "усвоили". Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Во взаимоотношениях же со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Еще одной характерной чертой подростков из неблагополучных семей является их низкая способность к адаптации в стрессовых ситуациях. Из таких ситуаций ребенку трудно выпутаться, как правило, их последствия негативно влияют на нормальное функционирование всего организма.

Сила переживания подростком стрессовых ситуаций зависит от того, насколько эти события и обстоятельства им воспринимаются и игнорируются. Подростки не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в его душе, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, низкой мотивации к самореализации, либо помогает обрести гибкость, что зависит от его умения противостоять трудностям.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять. Все эти обстоятельства ведут к тому, что подросток растет эгоистом, озлобленным на весь окружающий мир. В результате, он либо попытается реализоваться с помощью незаконных методов, либо в скором времени покончит жизнь самоубийством, либо будет стремиться к реализации своих потребностей социально одобряемыми методами. Но для этого ему нужна помощь специалистов. В любом случае, перспективы подростков из социально неблагополучных семей оставляют желать лучшего.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, "эффект зализывания ран", боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно). В такой ситуации мотивация к самореализации и жизненная перспектива приобретают ту же окраску. Т.е., в своей жизни он не будет стремиться к построению любви, семьи, доверительных отношений и т.п. Либо, наоборот, будет стремиться, всячески, это устроить, но процент успешности здесь будет очень минимальным, т.к. подросток не имеет нужного позитивного опыта, необходимого для построения взаимоотношений.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Физиологическая основа пищевого поведения
Пищевое поведение определено функционированием структур гипоталамуса. Гипоталамус – это внешний подкорковый центр вегетативной нервной системы. Эта подбугорная область промежуточного мозга долгое время является важным объектом различных н ...

Определение понятия «отношения». Специфика отношений в системе взрослость - детство
Так как подростковый период является временем изменения способа понимания как мира, так и себя, то отношения, социальная ситуация развития значительно влияют на то, как протекает процесс переосмысливания своего места и процесс изменения с ...

Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих индивидов. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта