Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Психология » Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей » Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Страница 4

Кроме того, "воспитание" в такой семье является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию подростка. Представление о своей будущей профессии у них очень размыто и расплывчато. Они мечтают о хорошей работе, но представляют ее как ничегонеделание и получение при этом больших денег.

Выбор профессии или хотя бы профиля осложняется еще и тем, что, не имея позитивного опыта своих родителей, отсутствие помощи и поддержки с их стороны, ребенок из неблагополучной семьи не знает, где, чему и как он может научиться, понять, что ему нужно, какие для этого у него есть способности и возможности, каким образом он может реализовать свои планы и т.п. [43].

Получается, что такого подростка просто никто не научил, как делать тот или иной шаг по жизни, у него нет опоры на ближайших родственников, у него не было возможности получить тот социально-значимый опыт, который повлияет на всю его дальнейшую жизнь…

В соответствии же с нормой, у подростков из социально неблагополучных отсутствуют следующие компоненты, необходимые для развития полноценной личности:

1) они не владеют сведениями о современной жизни; они не получают достаточно достоверную информацию по всем волнующим их вопросам, не имеют возможности проверять ее и анализировать (уголовное право; религия; молодежное движение; наркотики и алкоголь; секс и т.д.)

2) родители не контролируют сочетание свободы и ответственности в деятельности; подростки не получают конструктивного взаимодействия со взрослыми, ими не приняты выработанные правила в школе, обществе;

3) такие подростки характеризуются непринятием себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);

4) у них нет возможности обучения навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).

Из этого видно, насколько значимо и важно, чтобы ребенок воспитывался в хорошей семье, в которой созданы благоприятные условия для развития будущей личности.

Подводя итоги, можно сказать, что главными психолого-педагогическими особенностями подростков из социально неблагополучных семей по отношению к построению собственной жизненной траектории и мотивации к самореализации являются:

1. невольное проецирование жизни родителей в собственной, принятие (или игнорирование) их стиля жизни как должного. Как результат, стремление (отказ) жить также как они; формирование асоциальной или завышенной мотивации к самореализации; отсутствие способности к построению целенаправленной, четко структурированной жизненной перспективы.

2. Неумение общаться с людьми, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Этот параметр, в целом, осложняет успешный ход социализации подростка, что, безусловно, ведет к отсутствию у него желания реализовать себя, строить планы на будущее.

3. Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства. Этот аспект ведет к тому, что у подростка будет формироваться эгоистическая мотивация к самореализации, а не социально одобряемая; у него будет завышенный уровень притязаний или, наоборот, в силу своей некомпетентности в общении, апатия ко всему происходящему.

4. Низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки. Это ведет к тому, что у подростка из неблагополучной семьи, скорее всего, будет формироваться асоциальная мотивация к самореализации, так как он будет стремиться реализовать любые свои желания, не соотнося их с общепринятыми нормами и правилами. О содержании жизненной траектории тогда можно сказать, что она может носить асоциальный, уголовный характер.

5. Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны. Это ведет к тому, что данный подросток не стремится реализовать себя, предпочитает жить по принципу: "ниже травы, тише воды", для него характерна низкая мотивация к самореализации, в дальнейшей жизни этот человек будет одинок, возможно, он не способен будет создать свою собственную семью.

6. Несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное.

7. Несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения).

8. Низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания, что ведет к отсутствию желания реализоваться в социально значимой деятельности, быть гражданином своей страны в полном смысле этого слова.

9. Склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - увлечение одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.). Это ведет к тому, что у подростка будет формироваться асоциальная потребность в самореализации, а содержание жизненной перспективы будет ей соответствовать, будет носить негативный характер с точки зрения общественных норм и правил.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Следующий уровень развития – уровень «кентавра»
"Приспособленный" в целом человек давно уже спроецировал свое тело в качестве "внешнего объекта" или, можно было бы сказать, "низлежащего объекта". Человек отказывается быть кентавром (уровень организма как ц ...

Соревновательные и предсоревновательные психические состояния
Обычно выделяют следующие характеристики динамики предсоревновательного и соревновательного психического напряжения: стартовое безразличие (СБ), боевая готовность (БГ), стартовая лихорадка (СЛ), стартовая апатия (СА).СБ означает, что спор ...

Психолого–педагогическая характеристика старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Впервые теоретическое обоснование проблемы общего недоразвития речи было сформировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей школьного и дошкольного возрастов, проведенных Левиной Р.Е. и коллекти ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта