Эпоха расцвета классической древнегреческой культуры

История психологии » Эпоха расцвета классической древнегреческой культуры

Страница 1

Эмпедокл Акрагантский (5 в. до н.э.).

Основу учения Эмпедокла – врача и философа – составляет концепция о четырёх стихиях, которые образуют «корни» вещей. Этими корнями являются Огонь, Воздух, Вода и Земля. Они заполняют всё пространство и находятся в постоянном движении, перемещаясь, смешиваясь и разъединяясь. Они неизменны и вечны. Источник движения, происходящего в природе, – не сами «корни», так как они неизменны, а две противоположные силы – Любовь и Вражда. Весь мир представляет собой циклически повторяющийся процесс смешения и разделения смешанного (5).

В своей философии Эмпедокл высказывал много гениальных мыслей, которые в то время, когда жил Эмпедокл, не могли быть подтверждены эмпирически. Так, он писал, что свету требуется определённое время для своего распространения. Также замечательной была идея Эмпедокла о выживаемости биологических видов, которые отличались целесообразностью. В этом можно заметить уже зачатки, хотя и наивные, подхода к теории естественного отбора. Эмпедоклу принадлежит и ряд замечательных мыслей в области медицины. Так, он полагал, что невозможно овладеть врачеванием, если не знать, не исследовать человека (5).

В своей теории чувственного восприятия Эмпедокл выдвигает глубокую мысль, что процесс чувственного восприятия зависит от строения телесных органов. Он полагает, что подобное постигается подобным, поэтому органы чувств приспосабливаются к ощущаемому, если же строение органа чувств такое, что не может приспособиться к воспринимаемому, то этот предмет не воспринимается.

Органы чувств имеют своеобразные поры, через которые проникают «истечения» от воспринимаемого объекта. Если поры узкие, то «истечения» не могут проникнуть, и восприятия не происходит (3).

Анаксагор из Клазомен (5 в. до н.э.

). Для объяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, этот философ принимал не одну первичную стихию, вроде воды, воздуха или огня, а бесчисленное множество бесконечно малых первичных материальных частичек, которые не созданы и не могут ни разрушаться, ни переходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которых состоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные, первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам. Эти тельца находятся в беспорядочном скоплении и движении. Организованный мир возникает из этого хаоса под воздействием тончайшей субстанции – мирового ума («нус»). Совершенство окружающих нас тел определяется тем, насколько полно он в них представлен. Другими словами, согласно его учению не собственный разум определял достоинства человека, а его телесная организация, впитавшая «нус» в большей или меньшей степени, определяла его высшее психическое качество – разумность (4).

Демокрит Абдерский (5–4 вв. до н.э.

). Этот философ, прежде всего, известен как один из основателей учения об атомарном строении вещества. Эти воззрения определили и его суждения в других областях знания, в частности, в учении о душе.

Демокрит был одним из мудрейших и эрудированных людей своего времени, потратившим годы юности на знакомство с философскими воззрениями различных народов Древнего Египта, Вавилона, Персии, Индии, Эфиопии (6).

Демокрит развил учение Гераклита о Логосе. Однако он признавал закон не сам по себе, а Логос, согласно которому нет беспричинных явлений: все они суть соударение атомов. Случайными с точки зрения Демокрита люди считают те явления (события), причин которых они не знают. Впоследствии принцип причинности назвали детерминизмом.

Согласно воззрениям Демокрита душа – это не только движущее начало, но и орган ощущения и мышления. Мы ощущаем потому, что в нас попадают тончайшие оболочки (образ, копии), отрывающиеся от вещи. Однако ощущения не дают понимания сущности вещи, т.к. носителями сущности являются атомы и пустота. Другими словами Демокрит придерживался материалистического понимания души.

Страницы: 1 2

Информация по теме:

Возможности развития логического запоминания и успешности обучения у детей подросткового возраста
К среднему школьному возрасту ведущая деятельность перестает соответствовать задачам школьного обучения. Или наоборот - задачи школьного обучения перестают соответствовать ведущей деятельности подростков - межличностному общению. Это не о ...

Причины высокой невротичности одаренных подростков
Одаренные дети попадают в группу риска по формированию невротического расстройства по причине как минимум двух факторов. Первый – сама одаренность ребенка, точнее, нервно-физиологические и психические особенности конституции одаренности. ...

Агрессивное поведение детей подросткового возраста: нормально развивающихся и умственно отсталых
Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта