Ситуация развития в открытом дополнительном образовании

Психология » Личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта » Ситуация развития в открытом дополнительном образовании

Страница 1

дополнительно образование конфликт

Дополнительное образование сегодня берет на себя наряду с политической и экономической ответственность за будущее. Возможно даже, что будущее Росси и нового поколения россиян начнет строиться не хозяйственными и политическими, а образовательными средами. Это, по существу, означает, что дополнительное образование должно стать сферой социального партнерства, в которой выращиваются деятельностные образы и представления Будущего. Именно с такой миссией образование сегодня все чаще начинает связывать его социальную и образовательную эффективность и востребованность. С другой стороны, как пишет А.А. Попов, образование должно перестать быть сферой социальных обязательств государства, а стать инвестиционно-привлекательной сферой, в которую выгодно вкладывать.

Дополнительное образование сегодня ближе всего подошло к решению этой задачи. На сегодняшний день она реально становится сферой, в которой пересекаются интересы самых разных групп: государства, города (региона), профессиональных сообществ (в том числе педагогического), родителей и самой молодежи. Идея дополнительности начинает рассматриваться в связи с необходимостью включения образования в широкий социо-культурный контекст, а само дополнительное образование обсуждаться по отношению к возможным (складывающимся) процессам муниципального и регионального развития.

Ориентируясь на поколенческий характер образовательных программ, предложенный Поповым, можно выдвинуть одно принципиальное требование к проектированию содержания дополнительного образования – оно должно строиться на основе концепта открытости, а, следовательно, предполагать работу с самоопределением в пространстве культуры и истории, освоение культурных способов мышления и деятельности. К тому же эта открытость предполагает многообразное включение в себя деятельностных позиций, которых просто нет в традиционном образовании.

Дополнительное образование, исходя все из той же программы Поколения XXI, обеспечивает развитие и становление у человека:

· Рефлексии и целеполагания

· Техники действий и коммуникаций

· Возможности самоопределения по отношению к культуре и социуму

· Способности организации, самоорганизации, организации знаниевых систем.

Все перечисленное является компонентами, заключающими в себе понятия человеческого потенциала – «важнейшего фактора развития современного общества». Формирование человеческого потенциала в рамках дополнительного образования является одним из способов работы с будущим. Именно благодаря ему (человеческому потенциалу) появляются возможности осуществление процессов развития, появляются люди, способные к развитию собственных и общественных возможностей, принятию нестандартных решений по отношению к себе и способам социальной организации.

Фигуры, которые собственно и обеспечивают, нормальное функционирование системы дополнительного образования являются: региональными и менеджерскими представителями, тьюторами, экспертами, консультантами и медиаторами, все они осуществляют сопровождение образовательного процесса.

Понимание дополнительного образования в рамках его открытости переводит его из вторичной, обеспечивающей сферы, где решаются частные, сиюминутные задачи в область управления развитием, т.е. «от руководства отраслью дополнительного образования к созданию сферы открытого дополнительного образования».

На уровне организации

открытость означает выход за границы ведомственных структур существующей системы образования, переход к управлению, развитию и использованию образовательных ресурсов территории. Речь идет о формировании открытой образовательной среды, включающей помимо сети государственных и муниципальных образовательных учреждений, музейные и библиотечные комплексы, информационные и Интернет-центры, СМИ и т.д.

На уровне содержания

открытость означает работу с самоопределением в пространстве истории и культуры, освоение культурных способов мышления и деятельности, построение новых образов и представлений Будущего, ориентацию на аналитику и интерпретацию современных событий, на активное включение в процессы социокультурного развития страны. Идея дополнительности рассматривается в связи с необходимостью включения образования в широкий социокультурный контекст, а само дополнительное образование обсуждается (Попов, Проскуровская, Блинов) по отношению к возможным (складывающимся) процессам городского и регионального развития. А демократические механизмы (конкурсы, тендеры) способствуют появлению различных образовательных инициатив и предоставляют возможность осуществлять образовательную деятельность в рамках сформулированных приоритетов.

Как говорилось ранее, дополнительное образование должно быть инвестиционно привлекательным, а для этого оно должно стать востребованным и рентабельным, а, следовательно, эффективным, концентрированным, управляемым, разнообразным. Этой задаче отвечают такие формы организации образовательных программ как модульные формы (интенсивные школы, эликтивные курсы, социальные тренинги, выездные летние школы и т.п.).

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Психологическое содержание подросткового возраста
В начале подросткового возраста дети не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению: они еще много шагают и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, кипучи и взрывчаты, разнонаправлено активны и час ...

Способности и возраст
Для многих человеческих способностей развитие начинается с рождением человека, и, если человек продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращаются до конца жизни. В процессе ...

Понятие «родительские отношения», виды, критерии
Прежде чем понять сущность влияния родительских отношений на ребенка, рассмотрим её значение в его жизни. Семья как определённая социальная общность волновала умы философов, историков, социологов, педагогов, психологов во все времена. Но ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта