Личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта

Психология » Личностный вызов как техника организации конструктивного конфликта

То, о чем речь пойдет в моей работе, касается особенного пространства – дополнительного образования, и тех возможностей для старшеклассников, которые оно может дать. Конструктивный конфликт и личностный вызов как техника организации такого конфликта один из важных возможных инструментов конструирования такого пространства и управления его динамикой.

Современные психологические представления о подростковом возрасте предписывают последнему важную потребность в самоуважении и уважении, а отсюда вытекает потребность в творчестве, в самовыражении. Школа (основное образование) – это место, где подросток проводит много своего свободного времени, при этом, не только осваивая новые предметы и запоминая формулы и даты, но и осуществляя важную для этого возраста деятельность – общение. Вполне естественно, что в этом же образовательном пространстве он хочет поддерживать статусность, созидать что-нибудь уникальное, осуществлять новую деятельность, но в рамках традиционной школы такая деятельность невозможна, потому что заранее носит дефицитный характер, а у учителей нет ни средств, ни методик, ни технологий, ни необходимых компетентностей (экспертной, медиаторской).

Учителя в обычной школе вообще с большим опасениям относятся к такого рода инициативам со стороны учеников. Здесь нет, как правило, таких механизмов и технологий, нет знаний и подходящих специалистов для обеспечения субъектной деятельности учащегося. Поэтому сейчас так актуальна потребность в дополнительном образовании, в частности в интенсивных его формах. Образовательная действительность здесь кардинально иная, нежели в традиционном образовании. Главное здесь – решиться начать делать хоть что-нибудь, а медиаторы помогут справиться с возникшими дефицитами.

Конфликт – это одна из атрибутивных сторон (характеристик) любого взаимодействия как внешнего – другим человеком, так и внутреннего – с собой. Следовательно, есть они и в образовательном пространстве. Разрешение противоречий учебного материала является ядром учебного процесса, а управляемость учебного процесса задается осознанным конструированием конфликтов. В дополнительном образовании он представляет, прежде всего, актуализировавшееся противоречие, более того, конфликт в рамках моей работы можно рассматривать как «механизм» развития человеческой деятельности».

Во многих программах дополнительного образования культивируется творческий тип мышления, здесь конфликтность деятельности проявляется особенно остро из-за невозможности стереотипного действия и из-за неизбежного столкновения своего представления о каком-либо явлении, культурном образце или норме с чужим, в итоге происходит столкновение стереотипного действия со скрытым разрывом своего собственного дефицитного действия, то есть скрытый конфликт. Приводит к противоречию и несовместная деятельность участников конфликта, когда не прикладываются совместные, однонаправленные усилия для разрешения конфликта. Таким образом, конфликт – это всегда столкновение деятельностей, но при верно организованном взаимодействии приводящее к возникновению нового содержания.

Здесь определяющую функцию выполняет медиатор (посредник). Он помогает опредметить конфликт, тем самым выделить учебную задачу, четко оформить предполагаемый продукт деятельности ребенка, то есть цель. В некоторых случаях возможно появление новой компетенции (конструктивное ведение конфликта), но здесь есть своя проблема: такой результат трудно спрогнозировать, еще труднее выявить. Важно одно, при личностном вызове подросток перестает воспринимать свой конфликт как внутренний, субъективный, он трансформируется в объективный, с ясным осознанием своих дефицитов и своих возможных средств. Положительное разрешение конфликта во многом зависит от конфликтной компетентности медиатора (умения различить и выделить основание конфликта).

Система деятельностей, которую создает разработчик, в аспекте рассматриваемой мной проблемы представляет собой систему столкновений и взаимодействий между носителями этих действий, позиционировать которых можно как:

§ Подросток, со своей дефицитной деятельностью

§ Носитель вызова (мастер, эксперт, носитель культурной нормы), который указывает на это самый дефицит и на то, насколько он соответствует уровню культуры в определенной профессиональной среде

§ Медиатор (посредник), который собственно и занимается превращением личностного вызова в конструктивный конфликт, помогая понять ребенку экспертное решение и оказать помощь в преодолении своих дефицитов

При этом можно проследить динамику разворачивания этих деятельностей:

§ Возникновение статусного конфликта у подростка – первая деятельность сталкивается со второй;

§ Здесь имеет место внутренний конфликт, переживание статусного конфликта;

§ Процесс материала затруднения, опредмечивание конфликта – взаимодействие первой позиции с третьей;

§ Окончание конфликта – автономия действий, имеющееся решение, возможно появление нового типа действия.

Итак, методика организации такова: во-первых, решение задач должно достигаться в результате согласованных совместных действий; во-вторых, решение задачи должно быть лично значимо, когда подросток фактически должен доказать свое право на существование, свою выбранную, прежде всего, им самим статусность.

Информация по теме:

Семейное воспитание и возникновение личных проблем подростка
Быть родителем – вероятно наиболее трудная задача, с которой сталкивается большинство взрослых, не имея какой либо предварительной подготовки или образования. Неудивительно, что совершаются ошибки, предъявляются необоснованные ожидания, в ...

Вюрцбургская школа
Вюрцбургская школа в психологии знаменита прежде всего тем, что именно в ней впервые было начато экспериментальное изучение мышления. Она была основана немецким ученым О.Кюльпе (1862-1915). Кюльпе, так же как и Титченер, был учеником Вунд ...

Причины умственной отсталости
Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Понятие "умственно отсталый ребенок" включает весьма раз ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта