Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Психология » Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей » Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Страница 3

Обстановка в семье, связанная с неблагополучием, ведет к переживанию подростком травматических ситуаций, что также негативно отражается на его личности. Семейные невзгоды внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми в процессе всей жизни. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличенном реагировании [11].

Особенность таких ребят в том, что психика "сживается" с переживаниями травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматических переживаний проявляются у них в виде психических отклонений. Для подростков из социально неблагополучных семей такая черта психики является способом выживания, фундаментом построения жизненной перспективы.

При работе с подростками из неблагополучных семей многие авторы описывают "свойственное им состояние беспомощности". Понятие "беспомощность" рассматривается нами как то состояние человека, "когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии…". У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; неумением принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Мысль об изначальном проявлении состояния беспомощности имеется у З. Фрейда, который считал, что, например, разлуки и утраты приводят к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться [35].

Явление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживание ими негативной ситуации, происходящей в семье, ее последствия, что выглядит следующим образом:

а) как стереотипная деятельность, неадекватная конкретной ситуации;

б) как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результата);

в) как отказ от выполнения деятельности, сопровождающийся апатией, депрессией;

г) как состояние оцепенения, плач и т.д.;

д) как перенос или смещение одной цели на другую.

Особенности в развитии физической, умственной и психологической сфер оказывают существенное влияние и на процесс социализации подростка из неблагополучной семьи.

2. Особенности в процессе социализации:

У детей возникают значительные отклонения в поведении. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широкой смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные, привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.), отсутствие стремления реализовать себя, строить свою дальнейшую жизненную траекторию.

Кроме того, подросток из неблагополучной семьи, зачастую имеет риск в обучении, отношениях. Такого подростка иногда называют трудным. Исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности, ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что "трудными" дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход. На подростков из социально неблагополучных семей необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление их наследственности, негативного влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет тяги к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире [40].

Также, по данным А.Л. Лихтаротковой, у подростков, лишенных родительских тепла и ласки, представления о счастливом человеке и о бытие значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей [29]. Наиболее распространенными ответами подростков неблагополучных семей об основных показателях жизни это: вкусности (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков, игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность других потребностей. Среди таких подростков, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека. Это позволяет сделать вывод о том, что такие подростки имеют низкий уровень социально одобряемой мотивации к самореализации, она носит у них материальный характер, связанный с удовлетворением простейших потребностей, а не социально значимых.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Типологические свойства и возрастное развитие
Изменения свойств нервной системы с возрастом настолько существенны, что некоторые признаки типологических свойств, очень значимые применительно к взрослым, не могут быть в полной мере действительными, когда речь идет о детях. Возникает в ...

Основные документы заместителя командира роты по воспитательной работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания
Как показывает опыт, у заместителя командира подразделения (роты, батареи) по воспитательной работе должна быть следующая документация, которую он ведет и за состояние которой несет ответственность. 1. Планы воспитательной работы с личны ...

Ригидность в системе родственных и близких понятий
Как синонимы ригидности и/или флексибильности употребляются такие термины, как: инертность, тугоподвижность, неповоротливость, стереотипия, персеверация, торпидность, вязкость, косность, фиксированность, фиксация, персистенция, догматизм, ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта