Обстановка в семье, связанная с неблагополучием, ведет к переживанию подростком травматических ситуаций, что также негативно отражается на его личности. Семейные невзгоды внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми в процессе всей жизни. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличенном реагировании [11].
Особенность таких ребят в том, что психика "сживается" с переживаниями травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматических переживаний проявляются у них в виде психических отклонений. Для подростков из социально неблагополучных семей такая черта психики является способом выживания, фундаментом построения жизненной перспективы.
При работе с подростками из неблагополучных семей многие авторы описывают "свойственное им состояние беспомощности". Понятие "беспомощность" рассматривается нами как то состояние человека, "когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии…". У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; неумением принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.
Мысль об изначальном проявлении состояния беспомощности имеется у З. Фрейда, который считал, что, например, разлуки и утраты приводят к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться [35].
Явление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживание ими негативной ситуации, происходящей в семье, ее последствия, что выглядит следующим образом:
а) как стереотипная деятельность, неадекватная конкретной ситуации;
б) как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результата);
в) как отказ от выполнения деятельности, сопровождающийся апатией, депрессией;
г) как состояние оцепенения, плач и т.д.;
д) как перенос или смещение одной цели на другую.
Особенности в развитии физической, умственной и психологической сфер оказывают существенное влияние и на процесс социализации подростка из неблагополучной семьи.
2. Особенности в процессе социализации:
У детей возникают значительные отклонения в поведении. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широкой смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные, привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.), отсутствие стремления реализовать себя, строить свою дальнейшую жизненную траекторию.
Кроме того, подросток из неблагополучной семьи, зачастую имеет риск в обучении, отношениях. Такого подростка иногда называют трудным. Исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности, ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что "трудными" дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход. На подростков из социально неблагополучных семей необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление их наследственности, негативного влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет тяги к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире [40].
Также, по данным А.Л. Лихтаротковой, у подростков, лишенных родительских тепла и ласки, представления о счастливом человеке и о бытие значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей [29]. Наиболее распространенными ответами подростков неблагополучных семей об основных показателях жизни это: вкусности (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков, игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность других потребностей. Среди таких подростков, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека. Это позволяет сделать вывод о том, что такие подростки имеют низкий уровень социально одобряемой мотивации к самореализации, она носит у них материальный характер, связанный с удовлетворением простейших потребностей, а не социально значимых.
Информация по теме:
Значение внимания
Различные параметры внимания: устойчивость, переключаемость, распределение тесно связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, способностями человека, опытом работы. Лица с сильной нервной системой обладающие выносливостью нерв ...
Причины развития патологических форм страха
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-ли ...
Методика выявления страхов у детей с помощью рисования страхов
Рисование, как игра, - это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые пе ...