Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Психология » Особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей » Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей

Страница 5

Подводя итоги теоретической части, можно сказать, что современная ситуация подрастающего поколения определяется как ситуация отсутствия ясных жизненных ориентиров, задающих устойчивые (как-то гарантированные) жизненные перспективы. Это во многом обусловлено скоростью социальных изменений. Размытость и отсутствие позитивных социальных ориентиров в обществе, и, конкретно, в неблагополучной семье ведёт к усилению инфантилизации подростков, когда многие из них отказываются от подросткового проектирования своей будущей жизни, профессиональной деятельности, планов по созданию семьи и т.д. Т.е. имеют низкий уровень развития социально одобряемой мотивации к самореализации и слабо простроенную, плохо планированную жизненную перспективу.

В первой главе, мы пытались описать модель, характеризующую особенности жизненной траектории и потребности в самореализации у подростков. Кроме того, во всей теоретической работе держали во внимании главное противоречие, которое служит нам основой для выдвижения нашей гипотезы. С одной стороны, у подростка, живущего в неблагополучной семье, принимающего ее "ценности", установки, образ жизни родителей как должное может сформироваться асоциальное, деформированное, искаженное представление о жизни в целом, о ценности самой жизни, к окружающим, к самому себе. Таким образом, у него будет либо совсем отсутствовать мотивация к самореализации ("мне и так нормально"), либо будет слабо развита социально одобряемая потребность в самореализации, он не способен будет правильно простроить свою жизненную перспективу.

С другой стороны, наблюдая за ситуацией в семье и в обществе, у подростка может сформироваться негативное отношение к своим родителям, к особенностям их способа жизни. И подросток пытается вырваться из нее, стремится стать самостоятельным, независимым от своего ближайшего окружения. И здесь, основное влияние на подростка оказывают СМИ и другие институты социализации. В результате, у подростка формируется высокий уровень мотивации к самореализации (завышенный уровень притязаний): подросток видит цель, но не знает, как происходит процесс по ее достижению. Как следствие, отсутствие умения построения четкой, планированной жизненной перспективы.

На наш взгляд, мы плавно подошли к исходной гипотезе, а именно:

ü Уровень развития мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей может быть представлен как более низким, так и более высоким с точки зрения принятых в обществе норм и ценностей.

ü Содержание жизненной перспективы у подростков из неблагополучных семей неопределенно.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Информация по теме:

Феномен сна: культурологический аспект
Сон издавна привлекал внимание людей. Сон - это связь с миром загробным, невещественным, иррациональным. Сны с незапамятных времён использовались в качестве основы для колдовства, пророчеств, являлись связующей нитью между живыми и мёртвы ...

Понятие девиантного поведения
Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклоне ...

Асимметрия полушарий
Физическая симметрия мозга не означает, что правая и левая стороны равноценны во всех отношениях. Достаточно обратить внимание на действия ваших двух рук, чтобы увидеть начальные признаки функциональной асимметрии. Лишь очень немногие лю ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта