Подводя итоги теоретической части, можно сказать, что современная ситуация подрастающего поколения определяется как ситуация отсутствия ясных жизненных ориентиров, задающих устойчивые (как-то гарантированные) жизненные перспективы. Это во многом обусловлено скоростью социальных изменений. Размытость и отсутствие позитивных социальных ориентиров в обществе, и, конкретно, в неблагополучной семье ведёт к усилению инфантилизации подростков, когда многие из них отказываются от подросткового проектирования своей будущей жизни, профессиональной деятельности, планов по созданию семьи и т.д. Т.е. имеют низкий уровень развития социально одобряемой мотивации к самореализации и слабо простроенную, плохо планированную жизненную перспективу.
В первой главе, мы пытались описать модель, характеризующую особенности жизненной траектории и потребности в самореализации у подростков. Кроме того, во всей теоретической работе держали во внимании главное противоречие, которое служит нам основой для выдвижения нашей гипотезы. С одной стороны, у подростка, живущего в неблагополучной семье, принимающего ее "ценности", установки, образ жизни родителей как должное может сформироваться асоциальное, деформированное, искаженное представление о жизни в целом, о ценности самой жизни, к окружающим, к самому себе. Таким образом, у него будет либо совсем отсутствовать мотивация к самореализации ("мне и так нормально"), либо будет слабо развита социально одобряемая потребность в самореализации, он не способен будет правильно простроить свою жизненную перспективу.
С другой стороны, наблюдая за ситуацией в семье и в обществе, у подростка может сформироваться негативное отношение к своим родителям, к особенностям их способа жизни. И подросток пытается вырваться из нее, стремится стать самостоятельным, независимым от своего ближайшего окружения. И здесь, основное влияние на подростка оказывают СМИ и другие институты социализации. В результате, у подростка формируется высокий уровень мотивации к самореализации (завышенный уровень притязаний): подросток видит цель, но не знает, как происходит процесс по ее достижению. Как следствие, отсутствие умения построения четкой, планированной жизненной перспективы.
На наш взгляд, мы плавно подошли к исходной гипотезе, а именно:
ü Уровень развития мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей может быть представлен как более низким, так и более высоким с точки зрения принятых в обществе норм и ценностей.
ü Содержание жизненной перспективы у подростков из неблагополучных семей неопределенно.
Информация по теме:
Проблема психологической совместимости членов спортивного коллектива
Совместимость членов спортивной команды обусловлена факторами двоякого рода:
1. Наличием у спортсменов функциональной совместимости, т.е.психологических и психофизиологических данных, облегчающих совместную игровую деятельность. Если два ...
Основные характеристики среднего детства
Детство - период жизни человека от рождения до отрочества. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе ...
Основные типы темперамента
Холерик – это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением, вследствие чего он реагирует очень быстро, часто необдуманно, не успевает себя затормозить, сдержать, проявляет нетерпение, порывистос ...