Методы исследования и развития специальных способностей

Психология » Специальные способности и условия их развития » Методы исследования и развития специальных способностей

Вопрос о методах исследования и развития способностей и одаренности с одной стороны совершенно прозрачен и ясен, но с другой – некоторые моменты по сей день остаются нерешенными. К таким моментам относятся экспериментальные методы исследования и развития, а также диагностики специальных способностей.

Первым методом по праву является исследование истории развития личности, неразрывно связанное с ее биографией. Но следует помнить, что в рамках этого метода не существует критериев исследования способностей, которые подходили бы абсолютно всем людям. Основными в этом методе являются вопросы:

1) О первых проявлениях интереса и склонностей к изучаемой деятельности;

2) Об условиях, в которых рос и воспитывался исследуемый (особое внимание уделяется неблагоприятным условиям, препятствующим возникновению той или иной способности);

3) О процессе обучения и овладения деятельностью;

4) Об успехах и неудачах в этой деятельности и реакции исследуемого лица на трудности;

5) О первых проявлениях творческого начала в деятельности, направленной на развитие способностей;

Этот метод является общепризнанным и применяется длительное время. На данный момент это практически единственный метод, не подвергающийся сомнению.

Вторым методом является изучение педагогического опыта формирования способностей. Этот метод сознательно или непроизвольно используется каждым педагогом. Являясь учителями в области своей собственной специфической деятельности, эти люди нередко оставляют после себя значительную литературу, в которой содержится история их профессионального роста и развития, обучения, а также опыт передачи собственного мастерства ученикам. В этих трудах также можно найти ценные данные о проявлении способностей и о ходе их развития в условиях обучения.

Третьим методом является анализ деятельности людей с выдающимися способностями и ее результатов. Здесь важен не столько этот результат, сколько процесс его создания – от замысла до окончательной реализации. Здесь хорошим примером служат художественные виды деятельности. Серии эскизов, множество отдельных деталей в живописи позволяют изучать ход созидательного процесса. Тот же принцип действует в конструкторской, музыкальной и многих других видах деятельности. Однако в большинстве случаев исследователи располагают лишь конечным продуктом. Несмотря на это, целью данного метода является выяснение особенностей творческой деятельности, установление истории и причины возникновения замысла, изучение внешних условий, влиявших на процесс созидания, а также внутренних особенностей автора, определивших этот процесс, и отношение автора к его деятельности и к ее результату. Это сложнейший вопрос, трудность которого обуславливается уровнем развития психологии и сложностью объективного анализа процесса творческой деятельности.

Четвертым методом, специально психологическим, является эксперимент. Впервые метод естественного эксперимента был введен отечественным психологом А.Ф. Лазурским. Этот метод считается самым жизненным, смысл его заключается в подборе таких задач, решение и способ решения которых является показательным для изучаемого вопроса. Например, применительно к литературным способностям, естественный эксперимент может заключаться в изучении того, как наблюдает и описывает предмет наблюдений исследуемый, как воспринимает и описывает он какое-нибудь сложное драматическое или сюжетное произведение, как он пишет сочинение на заданную тему, может ли он «сочинить» стихи, и т.д.[5]

Особенностью этого метода является изучение человека в естественных условиях и, следовательно, возможность регистрации непосредственных реакций личности. В этом заключается преимущество названного метода перед лабораторным экспериментом, коренным недостатком которого является то, что исследуемый знает, что он является предметом изучения.

Этот метод, несмотря на его широкое признание, не получил еще достаточного применения в психологическом исследовании и в исследовании способностей, в частности. Несмотря на легкость и относительную дешевизну, а так же очевидную объективность получаемых результатов, метод естественного эксперимента вызывает нарекания в этическом плане.

Приведенные выше методы, безусловно, являются исследовательскими, но на их основе строятся различные методики диагностирования и развития специальных способностей.

Информация по теме:

Ведущая деятельность в контексте возрастного развития
Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что « .главным процессом, который характеризует психиче ...

Малая группа как объект изучения в социальной психологии
За более чем вековую историю экспериментальной социальной психологии исследователи неоднократно обращались к определению понятия «малая группа», сформулировав при этом огромное количество всевозможных, часто случайных, порой весьма различ ...

Стиль семейного руководства
Аспект семейных взаимоотношений, вызывающий наибольший интерес социологов, - это характер семейного руководства то есть действия родителей, имеющие своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родите ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта