Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения

Психология » Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития » Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения

Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности.[5;101] Слабые или умеренные реакции страха считаются нормальными и адаптивными, побуждающими к осторожности в действительно опасных ситуациях. Однако страхи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка в отсутствие потенциальной опасности и мешают нормальному выполнению физических, социальных и интеллектуальных функций. Психологи обычно различают два вида страхов: а) фобию - сильный и, до некоторой степени, иррациональный страх, непосредственно связанный со специфическими предметами, событиями или ситуациями; б) тревогу - смутное чувство беспокойства, опасения или обреченности, имеющее неопределенный или неспецифический источник [5;107]. Хотя невозможно точно предсказать, какие именно страхи разовьются у конкретного ребенка и насколько они будут сильными, все же можно сделать ряд обобщений относительно факторов пола и возраста в их развитии. Исследователи многократно подтверждали тот факт, что девочки сообщают о большем количестве страхов, чем мальчики. Однако на основании этих исследований нельзя сказать, обусловлено ли это половое различие более высокой врожденной предрасположенностью девочек к такой реакции, как страх, или же действием других факторов, таких как влияния половой роли. В ряде исследований были установлены связанные с возрастом изменения в типе страхов, о которых сообщают дети. Аналитический обзор данных, касающихся этой возрастной тенденции, показывает, что по мере взросления детей их страхи, в целом, становятся а) более абстрактными и б) в большей мере антиципаторными, чем связанными с непосредственными происшествиями. Например, по сравнению с младшими, старшие дети, в целом, меньше боятся животных, но их больше пугает школа и социальные отношения. [5;113]

Младенчество и стадия овладения ходьбой. Нормальные дети с рождения обладают реакциями вздрагивания или испуга в ответ на болевой раздражитель, потерю физической опоры и внезапные громкие звуки и вспышки света. Два общих страха младенцев и начавших ходить детей - это боязнь незнакомых людей и тревога отделения.

Дошкольные годы и поступление в школу. К числу более распространенных страхов, которые развиваются в раннем детстве, относятся следующие страхи: воображаемых существ, таких как привидения и ведьмы; врачей и, отдельно, зубных врачей; высоты; животных и насекомых; монстров и школы, часто в связи с дистрессом отделения; смерти, темноты, особенно во время засыпания; ураганов, гроз и других природных явлений, а также глубокой воды. Среднее детство до наступления отрочества. В этом более позднем периоде детства частой темой, лежащей в основе страхов детей, становится угроза получения телесных повреждений, связываемая с преступниками и машинами, такими как автомобили и самолеты. Однако наиболее характерным для данного возрастного периода является растущее беспокойство в связи со школой, личной компетентностью и социальными отношениями - тревоги и волнения, сохраняющиеся и в отрочестве.

Источники страха. Процесс приобретения страхов, по-видимому, связан с действием трех факторов. Это:

1. Врожденные источники. Каждый новорожденный приходит в этот мир с определенным набором диспозиций или базисных черт личности, называемым "темпераментом". Обусловленные темпераментом стили реагирования индивидуума являются довольно устойчивыми и, по всей видимости, делают некоторых детей уязвимыми к развитию страхов. Такие дети в большей мере подвержены влиянию стрессогенных событий и, в то же время, менее способны к совладанию со стрессовым опытом.

2. Опыт. Непосредственное столкновение с негативными событиями может привести к развитию страха по механизму классического обусловливания. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха.

3. Мышление и воображение. Страхи могут являться результатом детского воображения, особенно когда в него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения. [15;867-868]

Информация по теме:

Возрастные особенности детских отношений
Семейные отношения рассматриваются как отношения между родителями (партнерские), родителями и детьми (детско-родительские) и детьми между собой (сиблинговые). Отношения в семье по содержанию являются межличностными, в основе которых лежит ...

Мотивация клиента к психотерапии
Мотивация пациента - истинное желание сделать комфортным свое психологическое самочувствие, разрешить свою конфликтную ситуацию, понять суть своих проблем и симптомов, желание активного сотрудничества с психотерапевтом для улучшения каче ...

Пути укрепления внутриколлективных отношений
Психология воинского коллектива — это сложная совокупность внутри-коллективных социально-психологических явлений и процессов, одна из сторон его духовной жизни. Она является результатом объединения, суммирования психологии отдельных лично ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта