Психология воинского коллектива — это сложная совокупность внутри-коллективных социально-психологических явлений и процессов, одна из сторон его духовной жизни. Она является результатом объединения, суммирования психологии отдельных личностей — членов данного коллектива.
Известно, что каждый воин вольно или невольно соизмеряет свои поступки и действия с мнением командира и большинства личного состава, а также наиболее авторитетных сослуживцев.
Большего успеха добиваются те командиры и начальники, которые своевременно реагируют на познавательные потребности и интересы подчиненных с помощью устойчивой обратной связи от каждого военнослужащего, повышают качество индивидуальной воспитательной работы.
На третьем этапе группы военнослужащих, как правило, спорят, отстаивают свои оценки, точки зрения и приходят к единому взгляду.
Групповое (коллективное) мнение как социально-психологический процесс имеет три условных этапа.
На первом этапе люди непосредственно воспринимают, переживают то или иное событие и оценивают его. У каждого военнослужащего образуется и укрепляется свое индивидуальное мнение-суждение и своя субъективная оценка события.
На втором этапе военнослужащие обмениваются друг с другом своими личными переживаниями, суждениями и оценками по поводу происходящих событий.
Личный пример бодрости и оптимизма быстро передается подчиненным, активизирует ратный труд. Шутка, ободряющее слово офицера даже в трудных условиях воинской деятельности снимает усталость, вселяет уверенность в успехе. И наоборот, если командир проявляет нервозность, возмущается действиями подчиненных, то коллектив заражается плохим настроением и ухудшаются результаты службы. Это особенно заметно в коллективах, несущих боевое дежурство, расположенных на отдаленных "точках", где люди испытывают недостаток эмоционального комфорта.
Для создания "мажорного" коллективного настроения следует шире использовать положительную роль лидеров-оптимистов или специально созданных групп хорошего настроения. В каждом подразделении есть военнослужащие, обладающие природным юмором, оптимизмом, обаянием, отзывчивостью, чуткостью. Они непроизвольно создают вокруг себя атмосферу хорошего настроения. К ним тянутся воины, желая получить заряд положительной эмоциональности, развеять тоску по дому.
Офицер может с помощью таких лидеров-оптимистов образовать в подразделении группу хорошего настроения, которая будет тщательно анализировать настроения личного состава, сближаться с теми воинами, которые испытывают отрицательные чувства, тем самым, обеспечивая эмоциональный подъем всего коллектива.
Огромное значение в формировании положительного настроения в воинском коллективе играет музыка. Еще в древности были мелодии против уныния, раздражения и гнева. Для устранения отрицательных эмоций и сейчас эффективно применяется музыкальная психотерапия. Музыка является средством повышения работоспособности человека. Особенно следует развивать у военнослужащих любовь к военной музыке, которая помогает сохранять силы, преодолевать страх и уныние, вызывает боевое воодушевление.
Информация по теме:
Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками
у дошкольников в игре
Мы предлагаем использовать игру для психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при ...
Характеристика динамических процессов в малой группе
Главной задачей социально-психологического анализа является изучение тех процессов, которые происходят в жизни группы. Рассмотрение их важно с двух точек зрения: во-первых, необходимо выяснить, как общие закономерности общения и взаимодей ...
Общая характеристика психологических идей античности и главных научных
центров их возникновения
С древних времен существуют три способа познания: религиозный (теологический), художественный, научный. Религия строится на мифе, искусство – на художественном образе, наука – на опыте, объясненном с помощью логики. Все эти способы были в ...