То, что дети думают об агрессии, также может влиять на их поведение. Различия в уровнях детской агрессивности могут быть связаны с различными путями познания ребенком окружающего мира. Рассмотрим модель агрессивного поведения по Джоджу и Крику (Dodge and Crick, 1990) , которая базируется на пятиступенчатом процессе.
Прочитывание «посылов к агрессии» в социальных ситуациях.
Первый этап когнитивного процесса (конечный результат которого в целом – агрессивное поведение) – это прочитывание «вызывающих реплик», вынуждающих индивидуума столкнуться с социальной проблемой. Если имеет место хорошо отработанный «сценарий», то расшифровка «посылов к агрессии» будет сравнительно эффективной и точной. Сами по себе ожидания или мысли, связанные с агрессией, заставят его пристальнее взглянуть на «посылы к агрессии», ассоциированные с этим типом поведения. В некоторых случаях диспозиции человека (например, враждебность) или социальные воздействия, имевшие место в недалеком прошлом (например, фрустрации), могут заранее настраивать на агрессию, так что он мгновенно сосредоточится именно на нужных «посылах к агрессии». Обнаружено, что агрессивных детей в большей степени привлекает агрессивный стимульный материал (кукольные шоу, мультфильмы), чем неагрессивный.
Интерпретация «посылов к агрессии».
Второй этап рассматриваемой когнитивной модели агрессивной реакции на ситуацию включает в себя оценивание и интерпретацию признаков, обнаруженных на первом этапе. В этой фазе когнитивного процесса ребенок интерпретирует намерения окружающих и производит атрибуцию причин. В целом обнаружено, что агрессивный ребенок имеет предвзятое мнение, что поступками окружающих движет враждебность. Оценивая неоднозначную ситуацию, в которой человек причинил вред другому, агрессивный ребенок с большей вероятностью, чем неагрессивный, сделает предположение, что вред был намеренным и мотивировался враждебностью.
Выбор реакции.
Как только индивид приходит к заключению, что побуждающей силой поступка другого человека была враждебность, он начинает искать в своей памяти подходящую поведенческую реакцию. Другими словами, ребенок должен подобрать возможные реакции. Когда речь идет об агрессивности, считается, что в поведенческом репертуаре агрессивного ребенка наличествует меньше реакций, подходящих для конкретного случая, и что скорее всего они будут связаны с агрессией. Агрессивные дети, по сравнению с неагрессивными, выбирают более агрессивные действия для решения конфликтной ситуации. Неагрессивные дети видят больше вариантов возможных решений и возможных последствий, в то время, как агрессивные предполагают очень ограниченное количество решений и почти не задумываются о возможных последствиях.
Оценка реакции.
Осознав перечень возможных реакций, ребенок должен оценить приемлемость каждой и выбрать, какую из них воплотить в реальность. Критерии такой оценки могут быть различными. В каком качестве могут выступать потенциальные последствия решения – то есть по силам ли ему данная стратегия поведения и насколько она окажется эффективна? Оценивающий может решать, сумеет ли он осуществить входящие в выбранную реакцию действия. Маленький ребенок, когда его обижает здоровенный верзила, может «подобрать» в качестве возмездия реакцию, включающую физическую агрессию, но скорее всего, он оценит ее как неприемлемую, так как вряд ли окажется в состоянии эффективно воплотить ее в жизнь. На этом этапе оцениваются вероятные результаты или последствия от использования выбранной стратегии.
При анализе зависимости между агрессивным поведением и двумя факторами – восприятием самоэффективности (способности осуществить предполагаемую реакцию) и ожиданиями последствий от этой реакции было выявлено, что агрессивные дети более уверены в своей способности действовать агрессивно и менее уверены в способности удержаться от агрессии, чем дети неагрессивные. Что касается ожидаемых последствий, агрессивные дети, по сравнению с неагрессивными, были более уверены в получении реальной выгоды, в уменьшении антипатии и больше гордятся агрессивными поступками.
Реакция утверждена и вступает в силу.
На последнем этапе этого комплексного когнитивного процесса осуществляется реальное поведение. Здесь особенно могут быть важны поведенческие навыки. Очевидно, что человек не может вести себя определенным образом, если не знает, как это делается. Например, у подростков – правонарушителей, в отличие от обычных подростков, не развиты навыки межличностного общения, нет привычки учиться и работать.
Информация по теме:
Цель и задачи индивидуально-воспитательной работы с военнослужащими,
требующими повышенного психолого-педагогического внимания
Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации обязывает командира подразделения уделять главное внимание индивидуальной работе с каждой категорией военнослужащих, в том числе и с трудными (ст. 143).
Индивидуальная воспитат ...
Лепка детских страхов
Лепка – вид пластики – создание скульптурных произведений из пластичных материалов.
Лепить – делать сооружения, сооружать из пластического материала. (Словарь русского языка, Ожегов С.И.)
Лепка имеет большое значение для обучения и восп ...
Ценности и ценностные ориентации как смыслообразующие мотивы ментальности
личности и ее потребностей
Система ценностей – это совокупность материальных или идеальных предметов, обладающие значимостью для данного социального субъекта с позиций удовлетворения его потребностей и интересов. В данной трактовке можно представить многочисленные ...