Проблема проявления импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе

Психология » Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых » Проблема проявления импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе

Страница 1

Проблема импульсивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием в детском возрасте.

Рассмотрим несколько определений понятия «поведение».

Поведение – извне наблюдаемая двигательная активность живых существ, включающая моменты неподвижности, исполнительное звено высшего уровня взаимодействия целостного организма с окружающей средой [3; С. 388].

Поведение – целенаправленная система последовательно выполняемых действий, осуществляющих практический контакт организма с окружающими условиями, опосредующие отношения живых существ к тем свойствам среды, от которых зависит сохранение и развитие их жизни, подготавливающих удовлетворение потребностей организма, обеспечивающих достижение определенных целей [3; С. 388].

Поведение – взаимодействие живых существ с окружающей средой, опосредованное их внутренней, психической активностью [11; С. 315].

Выделяют два аспекта поведения – аффективный (импульсивный) и когнитивный (интеллектуально-волевой). При интеллектуальной форме индивид прогнозирует возможные последствия своего поведения, анализирует наиболее оптимальные его варианты, сознательно моделирует его, осуществляет ориентировку в ситуации, принимает решение. Затем вырабатывает план действий, осуществляет систему исполнительных действий, реализует индивидуально характерные способы поведения, производит текущую оценку и корректировку действий, сознательно, критически оценивая достигнутый результат, сличая его с намеченной целью и мотивом поведения. Импульсивное поведение – рефлекторное, когда существует жесткая, однозначная связи между стимулом и поведенческой реакцией, сформированной генетически или в прошлом опыте данного индивида [11; С. 110].

Слово «импульсивность» произошло от латинского «импульс», что означает «толчок», «побуждение».

Импульсивность – особенность поведения человека (в устойчивых формах – черта характера), заключающаяся в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций [3; С. 196].

В последнее время появилось еще одно значение импульсивности.

Импульсивность – предпочтение менее ценного, но более близкого по времени наступления (менее отсроченного) подкрепления: «лучше синица в руках, чем журавль в небе» [3; С. 197].

Импульсивный человек не обдумывает свои поступки, он быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро раскаивается в своих действиях.

Импульсивные действия – класс малоосознанных действий, регулируемых установками – подсознательными побуждениями, общей личностной направленностью [11; С. 109].

Импульсивность преимущественно свойственна детям дошкольного и отчасти младшего школьного возраста в связи с присущей этому возрасту слабостью контроля своего поведения.

Рассмотрим проблему импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе.

А.Н. Леонтьев отметил, что важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «волевое». Главные характеристики «полевого» поведения детей преддошкольного возраста – импульсивность и ситуативность. Ребенок действует, не задумываясь, под влиянием спонтанно возникших переживаний. А цели и содержание его деятельности определяются внешними предметами, компонентами ситуации, в которой находится ребенок [31; С. 229].

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Девиации поведения
Отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм. При этом различают отклонения корыстного, агрессивного и социально-пассивного типа. Для характеристики отклоняющегося поведения и ...

Воздействие моделей неагрессивного поведения
Большое количество полученных в результате исследований данных подтверждает предположение, что наблюдение за моделями агрессивного поведения – действиями лиц, чье поведение можно квалифицировать как агрессивное – может иногда вызвать подо ...

Расстройтсва сна
Снохождение и ночные страхи связаны с нарушением активации и чаще всего возникают в начале ночи, когда превалируют 3-я и 4-я стадии. Оба эти расстройства обычно продолжаются всего несколько минут. Дети обычно полностью забывают эти эпизод ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта