Проблема проявления импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе

Психология » Психолого-педагогическое исследование проблемы импульсивного поведения детей дошкольного возраста в трудах ученых » Проблема проявления импульсивного поведения детей дошкольного возраста в онтогенезе

Страница 3

Слово для дошкольника становится средством овладения своим поведением, делая возможным самостоятельное речевое опосредование в разных видах деятельности.

Другая характеристика произвольного действия – осознанность, или сознательность. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность. Дошкольники часто не отдают себе отчета в том, что именно и как они делают. Собственные действия проходят мимо их сознания. Ребенок находится внутри предметной ситуации и не может ответить на вопрос, что он делал, во что он играл, как и почему [31; С. 237].

В дошкольном возрасте, на основе саморегуляции и самооценки, возникает саморегуляция собственной деятельности. Самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки. В развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии. К ним относятся освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу [31; С. 239].

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (М.П. Якобсон) [31; С. 254].

Необходимо отметить, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно [31; С. 255].

Развитие эмоциональной саморегуляции ребенка представляет собой важное направление его развития в целом. Социализация детей включает: а) упорядочение врожденной спонтанности; б) переход от импульсивного выражения эмоций к более контролируемым формам, приемлемым в данном обществе [9; С. 14].

Эмоциональное развитие детей детерминируется двумя группами факторов – внутренними (созревание коры головного мозга, развитие когнитивной сферы, самосознания и т.д.) и внешними (особенностями социализации ребенка). Для развития когнитивного компонента эмоциональной сферы факторы второй группы имеют доминирующее значение. Как показало исследование, современный дошкольник испытывает существенные затруднения в развитии эмоциональной сферы, прежде всего в силу таких обстоятельств, как дефицит общения с взрослыми, стремление взрослых форсировать интеллектуальное развитие, бедный игровой и реальный опыт [9; С. 17].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что, импульсивность в поведении детей дошкольного возраста в онтогенезе является «ступенью развития», которую ребенок должен преодолеть, для того чтобы перейти на качественно новый уровень развития и научиться управлять собственным поведением, эмоциями, регулировать свои действия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Подходы к пониманию телесности в психологических исследованиях
При рассмотрении работ, посвященных исследованию телесности, обнаруживается некоторая противоречивость понятий и терминов, употребляемых в контексте данной темы, а также разнонаправленность подходов к ее изучению. Для современного челове ...

Дошкольный возраст
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с ми ...

Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) определяется важным внешним обстоятельством – поступлением ребенка в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляютс ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта