Предмет, задачи, основные проблемы и методы исследований в политической психологии

Психология » Содержание и роль политической психологии в системе отраслей психологического знания » Предмет, задачи, основные проблемы и методы исследований в политической психологии

Страница 2

Вторая группа-исследование психологических механизмов массовых форм политического поведения.

Третья-изучение психологии малых групп как элемента политических процессов и явлений.

Четвёртая-исследование процессов становления личности как участника политических процессов: психологических закономерностей вовлечения в политику, механизмов политической социализации, её этапов и факторов.

Пятая группа-психологические проблемы международных отношений, взаимоотношений на межнациональном уровне, психологические аспекты межрегиональных и глобальных проблем.

В структурно-содержательном измерении, политическая психология выстраивает генерализованный объект своего изучения на четырёх уровнях, соответствующих уровням организации субъекта политики:

1 уровень-психология личности в политике. С одной стороны, это анализ личности в социально-типическом выражении, с акцентом на массово выраженные политико-психологические типы, выражающие психологию группы, слоя или общества в целом, включая механизмы появления и развития данного типа, а также прогнозирования его поведения. С другой стороны, это проблема политического лидерства уже в индивидуальном выражении, изучение личности политического деятеля.

2 уровень-психология малой группы, включая психологические механизмы действий различного рода элитных групп, фракций, клик, групп давления и тому подобное. Сюда относят формальные и неформальные отношения лидера с окружением; психология взаимоотношений внутри группы; психология принятия решений в группе и целый ряд связанных с этим проблем.

3 уровень-психология социально больших групп (классы, страты, группы и слои населения) и национально-этнических общностей (племена, нации, народности). Здесь речь о политико-психологических механизмах крупномасштабного давления больших «групп интересов» на принятие политических решений (политических забастовок, этнических и межэтнических конфликтов и тому подобное).

4 уровень-психология масс и массовых настроений, проблемы массовых политических организаций и движений. Здесь же - массовые коммуникационные процессы (например, в предвыборных избирательных кампаниях). Важная роль принадлежит массовым явлениям: толпе, «собранной» и «несобранной» публике, массовой панике и агрессии, а также другим проявлениям так называемого «стихийного» поведения.

С методологической точки зрения политическая психология отличается эклектизмом прагматической направленности: особенности объекта и соображения практического удобства исследователя (включая субъективные предпочтения) диктуют способы теоретической интерпретации результатов. Лишённое с самого начала жёсткой концептуально-методологической базы, она пошла по пути само формирования основ такого рода за счёт синтетического соединения, а подчас эклектичного заимствования разных концепций и методов из большинства школ и направлений психологии - от психоанализа до вариантов радикального бихевиоризма и когнитивных теорий. В современной политической психологии можно выделить две методологические тенденции. Первая исходит из идей структурного функционализма и системной теории политики как его разновидности (теории «политической поддержки», с одной стороны, и ролевые теории-с другой), критического рационализма и бихевиоризма, включая направления, исследовавшие политику с позиций классического «конвенционального», радикального и социального бихевиоризма. Она отражает запросы той части практической политики, которая стремится отладить политический механизм, считая его гомогенным и вполне устойчивым.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Теория ролей в психологии
В социальной психологии теорию ролей разрабатывали Дж. Мид, Я. Морено, Р. Линтон. Под влиянием Мида в социальной психологии возникла школа так называемого символического интеракционизма в рамках которой стали рассматриваться ролевые теор ...

Отчуждение в системе образования
В каком смысле можно говорить об отчуждении в образовании? Что подвергается отчуждению, т.е. изъятию из владения ученика. Отчуждению подвергается свобода человека распоряжаться временем, пространством, собой в соответствии с собственными ...

Социальная ситуация развития и психологические особенности детей из детского дома
Особенности психологического развития несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей нашли свое отражение в работах таких исследователей как: Кравченко А.И., Дубровина И.В., Андреева А.Д., Павленок П.Д., Ушинский К.Д., Флейк ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта