Предмет, задачи, основные проблемы и методы исследований в политической психологии

Психология » Содержание и роль политической психологии в системе отраслей психологического знания » Предмет, задачи, основные проблемы и методы исследований в политической психологии

Страница 2

Вторая группа-исследование психологических механизмов массовых форм политического поведения.

Третья-изучение психологии малых групп как элемента политических процессов и явлений.

Четвёртая-исследование процессов становления личности как участника политических процессов: психологических закономерностей вовлечения в политику, механизмов политической социализации, её этапов и факторов.

Пятая группа-психологические проблемы международных отношений, взаимоотношений на межнациональном уровне, психологические аспекты межрегиональных и глобальных проблем.

В структурно-содержательном измерении, политическая психология выстраивает генерализованный объект своего изучения на четырёх уровнях, соответствующих уровням организации субъекта политики:

1 уровень-психология личности в политике. С одной стороны, это анализ личности в социально-типическом выражении, с акцентом на массово выраженные политико-психологические типы, выражающие психологию группы, слоя или общества в целом, включая механизмы появления и развития данного типа, а также прогнозирования его поведения. С другой стороны, это проблема политического лидерства уже в индивидуальном выражении, изучение личности политического деятеля.

2 уровень-психология малой группы, включая психологические механизмы действий различного рода элитных групп, фракций, клик, групп давления и тому подобное. Сюда относят формальные и неформальные отношения лидера с окружением; психология взаимоотношений внутри группы; психология принятия решений в группе и целый ряд связанных с этим проблем.

3 уровень-психология социально больших групп (классы, страты, группы и слои населения) и национально-этнических общностей (племена, нации, народности). Здесь речь о политико-психологических механизмах крупномасштабного давления больших «групп интересов» на принятие политических решений (политических забастовок, этнических и межэтнических конфликтов и тому подобное).

4 уровень-психология масс и массовых настроений, проблемы массовых политических организаций и движений. Здесь же - массовые коммуникационные процессы (например, в предвыборных избирательных кампаниях). Важная роль принадлежит массовым явлениям: толпе, «собранной» и «несобранной» публике, массовой панике и агрессии, а также другим проявлениям так называемого «стихийного» поведения.

С методологической точки зрения политическая психология отличается эклектизмом прагматической направленности: особенности объекта и соображения практического удобства исследователя (включая субъективные предпочтения) диктуют способы теоретической интерпретации результатов. Лишённое с самого начала жёсткой концептуально-методологической базы, она пошла по пути само формирования основ такого рода за счёт синтетического соединения, а подчас эклектичного заимствования разных концепций и методов из большинства школ и направлений психологии - от психоанализа до вариантов радикального бихевиоризма и когнитивных теорий. В современной политической психологии можно выделить две методологические тенденции. Первая исходит из идей структурного функционализма и системной теории политики как его разновидности (теории «политической поддержки», с одной стороны, и ролевые теории-с другой), критического рационализма и бихевиоризма, включая направления, исследовавшие политику с позиций классического «конвенционального», радикального и социального бихевиоризма. Она отражает запросы той части практической политики, которая стремится отладить политический механизм, считая его гомогенным и вполне устойчивым.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Понятие о характере
Как и полагается, следует начать с определения характера. Однако этого нельзя сделать без некоторых предварительных замечаний. Дело в том, что «характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Выше уже обсуждались трудности различ ...

История пенитенциарной психологии, ее методологические основы
Можно выделить несколько периодов в истории развития пенитенциарных учреждений России: первый период связан с 1917 годом, когда В.И.Ленин подписал указ о ликвидации пенитенциарных учреждений царской России, доминирующим принципом функцион ...

Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте
Основными причинами проявлений детской агрессивности являются: - стремление привлечь к себе внимание; - стремление получить желанный результат; - стремление быть главным; - защита и месть; -желание ущемить достоинство другого с целью ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта