Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

Психология » Различие Я-концепций подростков и юношей » Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

Страница 2

В кризисе трех лет ребенок отделяется от ближайших взрослых. За появившимся словом «Я» уже стоит некоторое представление о себе, отдельном от всего остального, то есть возникает некоторая система Я, которая включает знание о себе и отношение к себе. Появляется самооценка. Это, считает Поливанова К.Н., старт развития самосознания, хотя, относительно возникновения самооценки существуют достаточно расхожие мнения. Следующий шаг в формировании самооценки - это возраст младшей школы. А Выготский Л.С. считает, что самооценка реально появляется только в подростковом возрасте. Дальше знания о себе все расширяются и начинают включать целый ряд оценок собственных качеств [Крайг Г., 2000].

В работах ряда авторов (Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда, Шерифа) убедительно показано, что легче всего формируются или изменяются те установки, которые являются наименее структурированными [Шильштейн Е.С., 2000]. Кроме того, однажды сложившаяся установка имеет свойство "самоподдержания". Поскольку в детстве Я-концепция является как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. Общение родителей с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно.

Изменить самооценку другого человека довольно сложно. Интерпретируя события из собственного опыта и представлений о себе, человек изменяет их значение для того, чтобы они соответствовали этим представлениям. Поэтому, чтобы впоследствии не пришлось вмешиваться и переделывать Я-концепцию, необходимо с раннего детства формировать ее положительной.

В игре дошкольников происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия, опробование различных социальных ролей. Эльконин видел в игровой ролевой идентификации некоторую потенцию формирования Я человека [Кон И.С., 1978]. Постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. К 7 годам ребенок уже различает Я-реальное и Я-идеальное. Поливанова К.Н. говорит о появлении способности к обобщению переживаний и возникновении внутренней психической жизни.

Самоатрибуции шестиклассника в целом уже логически обоснованы и организованы в непротиворечивую в целом систему [Крайг Г., 2000].

Индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Я-концепция теснейшим образом связана с культурой и обществом, в котором живет человек. В этой культуре она и формируется, через установленные в ней нормы происходит оценка компонентов Я-концепции.

Я-концепция формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением. Вокруг Я-концепции организуется все субъективное восприятие человека, которое начинает регулировать поведение в целом.

Потребность в положительном отношении к себе от других людей является одной из основных потребностей человека в его отношениях с окружающими. Она является мотивационным побуждением человека и возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими. Стремление к самоактуализации, поддержанию и повышению ценности своей Я-концепции определяет то, как человек будет действовать в отношении других и самого себя [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].

На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а так же в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые актуализированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].

Часто в отечественной психологии формирование Я-концепции отождествляется с процессом социализации. Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование [Руднева Ю.И.].

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Особенности телефонного консультирования
Широчайшее распространение телефонных служб по всему миру обусловлено особенностями телефонной связи как средства общения. Среди особенностей телефонной коммуникации специалисты отмечают следующее: пространственные и временные особенности ...

Возрастные стадии психического развития
К.Юнг считал, что завершенное психическое развитие делает возможной непрерывную связь «Я» с бессознательным, так как высвобождает психическую энергию - внутренний процесс развития, который длится в течение всей жизни, причем может направл ...

Семья как персональная микросреда развития ребенка
Семья — важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблемность, обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а такж ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта