Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

Психология » Различие Я-концепций подростков и юношей » Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

Страница 2

В кризисе трех лет ребенок отделяется от ближайших взрослых. За появившимся словом «Я» уже стоит некоторое представление о себе, отдельном от всего остального, то есть возникает некоторая система Я, которая включает знание о себе и отношение к себе. Появляется самооценка. Это, считает Поливанова К.Н., старт развития самосознания, хотя, относительно возникновения самооценки существуют достаточно расхожие мнения. Следующий шаг в формировании самооценки - это возраст младшей школы. А Выготский Л.С. считает, что самооценка реально появляется только в подростковом возрасте. Дальше знания о себе все расширяются и начинают включать целый ряд оценок собственных качеств [Крайг Г., 2000].

В работах ряда авторов (Ховлэнда, Ламсдейна и Шеффилда, Шерифа) убедительно показано, что легче всего формируются или изменяются те установки, которые являются наименее структурированными [Шильштейн Е.С., 2000]. Кроме того, однажды сложившаяся установка имеет свойство "самоподдержания". Поскольку в детстве Я-концепция является как раз наименее структурированной, она обладает в этот период наибольшей пластичностью. Общение родителей с ребенком, самосознание которого только начинает пробуждаться, приводит к тому, что их установки становятся решающим фактором формирования основ его Я-концепции.

Именно в детстве, когда межличностное общение является особенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый ряд ограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры для самооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизни человека; отказаться от них чрезвычайно трудно.

Изменить самооценку другого человека довольно сложно. Интерпретируя события из собственного опыта и представлений о себе, человек изменяет их значение для того, чтобы они соответствовали этим представлениям. Поэтому, чтобы впоследствии не пришлось вмешиваться и переделывать Я-концепцию, необходимо с раннего детства формировать ее положительной.

В игре дошкольников происходит усвоение ребенком важных деталей общей картины социального взаимодействия, опробование различных социальных ролей. Эльконин видел в игровой ролевой идентификации некоторую потенцию формирования Я человека [Кон И.С., 1978]. Постепенные изменения в форме и характере игры сопровождаются развитием образного мышления, речевой деятельности и соответственно формированием Я-концепции. Происходит постепенная интериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения, которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я-концепцию. К 7 годам ребенок уже различает Я-реальное и Я-идеальное. Поливанова К.Н. говорит о появлении способности к обобщению переживаний и возникновении внутренней психической жизни.

Самоатрибуции шестиклассника в целом уже логически обоснованы и организованы в непротиворечивую в целом систему [Крайг Г., 2000].

Индивид воспринимает себя в соответствии с теми характеристиками и ценностями, которые приписывают ему другие. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; он утрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное и пренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Я-концепция теснейшим образом связана с культурой и обществом, в котором живет человек. В этой культуре она и формируется, через установленные в ней нормы происходит оценка компонентов Я-концепции.

Я-концепция формируется в процессе жизни человека на основе взаимодействия со своим психологическим окружением. Вокруг Я-концепции организуется все субъективное восприятие человека, которое начинает регулировать поведение в целом.

Потребность в положительном отношении к себе от других людей является одной из основных потребностей человека в его отношениях с окружающими. Она является мотивационным побуждением человека и возникает параллельно с формированием Я-концепции. Потребность в положительном отношении к себе самому возникает через усвоение опыта положительной оценки себя другими. Стремление к самоактуализации, поддержанию и повышению ценности своей Я-концепции определяет то, как человек будет действовать в отношении других и самого себя [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].

На основе базовой потребности в самоактуализации, поддержании и защите своего Я, потребности в положительной самооценке, а так же в зависимости от субъективной значимости для индивида тех параметров Я-концепции, которые актуализированы ситуацией, формируется и выбирается конкретная форма поведения в данной ситуации [Социальная психология личности под ред. Лабунской В.А., 1999].

Часто в отечественной психологии формирование Я-концепции отождествляется с процессом социализации. Социализация – это процесс усвоения личностью социальных норм, ценностей, ролей, одобряемых обществом и направленных на его стабилизацию и нормальное функционирование [Руднева Ю.И.].

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Павловская сессия
Через несколько лет после окончания Великой Отечественной войны в научной жизни страны происходит ряд событий, свидетельствующих о новой волне борьбы за чистоту ленинско-сталинских идей в различных сферах научного познания. Начало было по ...

Развитие самооценки в младшем школьном возрасте
Ребенок стал школьником. Это приводит к новому распорядку его дня, рождает новые обязанности. Из необходимости каждый день учиться вытекают многие изменения в жизни ребенка. Нужно вовремя встать, ежедневно готовить домашнее задание, прино ...

Рекомендации по совершенствованию характера
Самовоспитание характера предполагает, что человек способен освободиться от излишнего самомнения, может критически посмотреть на себя, увидеть свои недостатки. Это позволит ему определить цель работы над собой, т.е. те черты характера, от ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта