Юношеская дружба, по сравнению с подростковой, индивидуализируется и психологизируется [Кон И.С.]. На первый план выдвигаются ценности, связанные с развитием самосознания: самооткрытие, понимание, искренность, интимность. Юношеское самосознание обращено вовнутрь. Расширяется временная перспектива в прошлое и будущее. В подростковом возрасте наибольшую озабоченность вызывает свое наличное Я, юношей же начинает волновать свое возможное Я (и они уделяют этому больше внимания, времени на размышления). Самосознание юношей связано с социальным самоопределением, формированием жизненных планов. Это время активного мировоззренческого поиска. Перед юношей встает вопрос о смысле жизни. Он начинает задумываться о своих целях, появляются попытки спланировать свою жизнь. Юношеский возраст – это возраст самоопределения и ответа на вопрос, каким быть.
Самооценка юношей и критерии оценивания стабильнее подростковых. Расширяются временные горизонты, круг «других», на которых они ориентируются. Это порождает неопределенность уровня притязаний и приводит к расхождению между Я наличным и идеальным Я [Степанов С., 2003].
К концу подросткового - началу юношеского возраста интересы и стремления человека уже достаточно устойчивы. Они характеризуются тем, что юноша в большей мере, чем подросток, учитывает свои возможности и внешние обстоятельства. В юношеском возрасте формируется мировоззрение и одним из наиболее значимых событий является выбор профессии.
Информация по теме:
Понятие о принципе системности в науке
Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства[1].
За видимой простот ...
Директивный и недирективный подходы в консультировании
При директивном подходе консультант обнаруживает, ставит диагноз и работает с клиентом над решением проблемы, при условии, что консультируемый активно и непосредственно участвует в этой процедуре. Консультант принимает на себя основную от ...
Теоретические подходы к пониманию феномена ценностных и смыслообразующих
ориентаций
Понятие "ценность" его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет ...