Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

Психология » Различие Я-концепций подростков и юношей » Особенности Я-концепции в подростковом возрасте

Страница 3

Ряд авторов связывают формирование Я-концепции с процессом приобретения идентичности. В социологическом словаре идентичность определяется как смысл и непрерывность Я, которое развивается по мере того, как ребенок отделяется от родителей и семьи, и занимает место в обществе [Большой толковый социологический словарь, 1999]. Сухов в своей книге, вместе с другими авторами, предлагает при анализе процесса социализации учитывать не только объективные показатели (изменение социального статуса индивида, освоение им новых ролей), но и субъективные, в том числе и идентичность. Эриксон, на которого он ссылается, определяет ее как субъективное чувство и наблюдаемое качество личной самотождественности и непрерывности (постоянства). Эриксон рассматривает идентичность в двух аспектах: во-первых, как состоящую из двух компонентов: органического и индивидуального, т.е. как непреложную данность физического внешнего облика, задатков, тождественности, подлинности и целостности индивидуального бытия; во-вторых, в социальном аспекте, и выделяет групповую и психосоциальную идентичность. Групповую идентичность он рассматривает как субъективное ощущение внутреннего единства и неразрывности со своим социальным окружением, осознание своей принадлежности к разным группам (на основании пола, возраста, расы и т.д.), а психосоциальную – как ощущение человеком значимости своего бытия для общества, осознание собственной неповторимости.

Каждый аспект идентичности имеет два полюса: положительный (или идеальная Я-концепция), то каким человек должен быть с точки зрения социального окружения, и отрицательный, то, каким он не должен быть. Формирование идентичности всегда сопровождается противоборством этих двух сторон. В кризисные моменты борьба обостряется. В своей теории Эриксон описывает становление личности как поэтапное приобретение положительной или отрицательной идентичности.

Часто отождествляют Я-концепцию и идентичность зарубежные авторы. Р.Ризонер считает, что она практически не отличается от самовосприятия, образа Я. Он считает, идентичность есть то, что люди говорят о себе. Сформированная идентичность подразумевает реалистическое представление о себе, содержащее в себе знание своих сил, недостатков и того, каким я представляюсь другим. Идентичность развивается как результат личного опыта и обратной связи, получаемой от других. С помощью обратной связи человек приобретает различные образы Я, суммарное целое которых и составляет идентичность. Таким образом, формирование Я-концепции, по мнению этих авторов, сводится к процессу приобретения идентичности [Бузовкина О.В.].

-концепция подростков.

Подростковый возраст характеризуется крупными изменениями во всех сферах жизни человека: изменяется его внешний облик, меняются отношения с окружающими, появляются новые способности, меняется его отношение к себе, самосознание. Формирование нового уровня самосознания происходит вследствие пубертатного, когнитивного и социального развития. Через пересмотрение своего телесного Я (пубертатное развитие), подросток изменяет самооценку и самоотношение. Когнитивное развитие приводит к возможности неограниченного самонаблюдения. Формируется новая способность к рефлексии, мышление выходит на уровень формальных операций (по теории развития интеллекта Пиаже). В подростковом возрасте человек выходит на уровень абстрактных умозаключений, что может стать основанием для возникновения склонности к самоанализу и чрезмерной самокритичности. Это также приводит к перестройке представлений о своем Я. Значимость группы сверстников приводит к пересмотру Я в соответствии с нормами референтной группы (группы сверстников). Появляется конформность [Степанов С., 2003].

Многие исследователи отмечают ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям самооценки в младшем подростковом возрасте, и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте. В процессе развития самосознания центр внимания подростков мало-помалу переноситься от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от отдельных черт к характеру в целом. С этим связано осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным масштабам самооценки. Происходит переход от недостаточно четкого, фрагментарного к относительно полному, всеобъемлющему видению себя [Психология подростка под ред. Реана А.А., 2003]. Задача подросткового возраста – формирование целостной идентичности, самотождественности, независимости в восприятии себя от ситуации [Поливанова К.Н., 2000]. Самооценка складывается из знания человека о себе, приобретенного через общение с другими людьми, и отношения к этому знанию, т.е. из значимости для личности полученной информации. Поэтому самооценка подростка определяется уровнем его когнитивного и эмоционального развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Информация по теме:

Психология различных видов трудовой деятельности
Психология труда исследует психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические основы научной организации труда. Исследования психологических особенностей трудовой деятельности включают познание закономерностей фор ...

Проблема успешного обучения детей подросткового возраста
Одной из наиболее актуальных задач современной общеобразовательной школы является повышение качества обучения. Но для того, чтобы говорить о качестве обучения в какой-то конкретной школе, необходимо иметь критерии, позволяющие судить о ка ...

Характеристика метода беседы в психологии
Беседа — это метод сбора первичных данных на основе вербальной коммуникации. Он при соблюдении определенных правил позволяет получить не менее надежную информацию, чем в наблюдениях, о событиях прошлого и настоящего, об устойчивых склонн ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта