В конце 80-х гг. по инициативе и под руководством д-ра С. Шварца, профессора факультета психологии Иерусалимского университета, была организована Международная программа сравнительного (кросс-культурного) изучения ценностей [20]. Шварц утверждает, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, это – тип мотивации, в которой они отражаются. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в блоки ценностей, разделяющих общую цель. Он исходил из того, что основные человеческие ценности, которые должны быть во всех культурах, те, которые представляют универсальные человеческие потребности (биологические нужды, потребности согласованного социального взаимодействия, требования групповой жизни) как осознанные цели. Основываясь на ценностях, выделенных предшествующими исследователями, найденных в религиозных и философских трудах в разных культурах, он сгруппировал ценности в десять различных видов мотивации, которые он понимал как основные типы или блоки ценностей. Он дал этим типам ценностей определения, основанные на их главной цели: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиционность, конформизм, безопасность.
Результаты более поздних исследований подтвердили эту структуру, выявив, что десять типов ценностей располагаются на двух биполярных осях: Открытость к изменениям (ценности самостоятельности и стимуляции) – Консерватизм (безопасность, конформность и традиции), Акцент на себе (власть и достижение) – Акцент на других (универсализм и заботливость). В дальнейшем Шварц постулировал, что типы ценностей как единая система связаны с другими переменными (установками, поведением, групповым членством и т.д.).
В своем исследовании Шварц выделил шесть культурных ареалов: Западноевропейский, Англоязычный, Восточно-европейский, Исламский, Восточно-азиатский и Латиноамериканский. Япония выделилась как отдельный ареал.
Вслед за Шварцем мы выделяем следующие ценностные ориентации членов индивидуалистических и коллективистских культур:
Ценности индивидуалистической культуры:
1. Стремление к риску
2. Независимость
3. Выбор собственных целей
4. Разнообразие жизни
5. Яркость впечатлений
6. Наслаждение
7. Амбиции
8. Способности (компетентность)
9. Авторитет, влиятельность
10. Влияние
11. Значимое социальное положение
12. Благосостояние
Ценности коллективистской культуры:
1. Социальный порядок
2. Семейная безопасность
3. Чувство сопричастности, совместности
4. Самодисциплина
5. Гордость родителями и старшими
6. Уважение традиций
7. Принятие своего места в жизни
8. Помощь другому
9. Лояльность
10. Истинная дружба
11. Равенство
12. Защита окружающей среды
Информация по теме:
Особенности межличностных отношений детей дошкольного возраста с нарушенным
слухом
Способы коммуникации являются важным аспектом исследования межличностных отношений неслышащих индивидов. Смысловой, ценностный, эмоциональный обмен, составляющий суть межличностных отношений, реально осуществляется между слабослышащими и ...
Предмет, задачи, основные проблемы и методы исследований в политической психологии
Политическая психология - научная дисциплина, возникшая на стыке наук о политике и психологии (в основном социальной). Её предмет в целом - политика как особая человеческая деятельность, обладающая собственной структурой, субъектом и побу ...
Понятие конфликта и его описание
В самом общем виде, как уже было сказано ранее, конфликт – это такая специфическая организованность деятельности, в которой противоречие удерживается в процессе его разрешения.
Также подходит такая трактовка конфликта, как то «специальна ...