Взаимосвязь типа ценностей родителей и особенностей воспитания детей

Психология » Взаимосвязь типа ценностей родителей и особенностей воспитания детей

В последнее время много исследований посвящено изменениям в ценностной сфере россиян. На рубеже 20 в. ценности русской культуры существенно меняются, приводя к смене тех черт характера, которые традиционно были присущи русскому народу (исследование Лебедевой Н.М.). Отвергаются ценности, которые традиционно были присущи русскому народу (довольство своим местом в жизни, благочестие, скромность) [10]. Резко возросла ценность благосостояния (материальный успех и благополучие), автономии (как независимости и уверенности в себе, стремлении выразить свою уникальность), формируются установки на социальное неравенство. Таким образом, в сознании жителей России происходят изменения ценностей по оси «индивидуализм - коллективизм» в сторону большего индивидуализма.

Образцы поведения, нормы общения, ценности, присущие, прежде всего западной культуре, «перенимаются» довольно быстро, но, не подкрепленные собственным опытом, не соотнесенные с социальным контекстом, зачастую приводят к внутри личностным конфликтам [11].

Все это не может не повлиять на представления современных родителей о воспитании, о взаимодействии с детьми. Как правило, все мельчайшие изменения в обществе резко отражаются на детско-родительских отношениях. Во время острых экономических кризисов наступает семейный кризис, буря злости, обиды, гнева, раздражения обрушивается на ребенка, во время декларируемой государством идеологии социализма, родители воспитывают строителя светлого будущего коммунизма, прививая им принципы коллективизма, равноправия и консерватизма. По мнению Шварца, типы ценностей как единая система связаны с другими переменными (установками, поведением, групповым членством и др.) [20].

Поэтому закономерно возникает вопрос о том, что изменяется в отношениях родителей и детей, каким образом существующие изменения в ценностной структуре отразились на представлениях родителей о взаимодействии с ребенком, о том, как нужно воспитывать ребенка.

Информация по теме:

Деятельность и ее структура
Деятельность можно определить как специфическую регулируемую сознанием человеческую активность, порождаемую потребностями и направленную на познание и преобразование внешнего мира и самого себя. Кроме того, деятельность – это процесс акти ...

Разработка теоретико-методологических основ психологических исследований
Важным направлением и результатом развития психологии в анализируемый период являлось углубление и конкретизация теоретических и методологических оснований психологии как науки. Проблемы теории и методологии психологии развивались в труд ...

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера
Эта теория, предложенная в русле когнитивной психологии американским ученым Л. Фестингером, рассматривает когнитивный диссонанс как один из главных факторов, управляющих поведением человека. До теории когнитивного диссонанса Л. Фестингер ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта