Третий этап — усиление трудовой мотивации воспитанников. На этом этапе мастеру производства (в содружестве с психологами и педагогами вечерней школы) следует активно помогать подросткам приобретать конкретные трудовые навыки, расширять свои операционально-технические и личностные возможности, чтобы потом продолжить (если появится мотивация) образование — сначала в общеобразовательной школе нового типа, а затем в профессиональном учебном заведении (по выбранному профилю).
Важным позитивным фактором восстановления личности подростков (на всех этапах их трудового воспитания) является их "полная занятость" и хорошее социально-гигиеническое обеспечение. Режим дня включает 5-6 -часовой производственный труд, занятия в вечерней (пока ещё традиционной) школе, совместный досуг, трёхразовое полноценное питание. Подросткам предоставляются качественное медицинское обеспечение и психологическое сопровождение. Ребята, которые испытывают дискомфорт дома, могут жить в общежитии гостиничного типа.
Многолетний опыт нашей работы показал, что благодаря включению подростков в трудовую физическую деятельность в их психике (прежде всего в побудительной сфере), а также в социальном поведении происходят позитивные перемены (например, в неформальных отношениях они начинают отдавать предпочтение товарищам по трудовому коллективу, нежели "уличным друзьям"). А главное, многие из них (примерно 40%) проявляют желание продолжить образование в общеобразовательной школе, профильном колледже или вузе.
Согласно разработанной концепции социально-педагогической реабилитации, завершают начатое "дело" этапы "психической" и "социальной" реабилитации. На этих этапах главенствующей для несовершеннолетних должна стать уже не трудовая (физическая), а общеобразовательная деятельность, предпрофессиональная и профессиональная подготовка.
Этап "психической" реабилитации
Продолжительность этапа — 3 года. Цель - формирование способности подростков к регуляции своих переживаний, мыслей и поступков. Итогом этого этапа должно стать улучшение психического статуса воспитанников в результате удовлетворения педагогическими средствами их идеальных потребностей в самопознании и смыслотворчестве. Для достижения цели необходимо:
♦ вовлекать подростков в творческую (с учётом их наклонностей) коллективную или индивидуальную деятельность;
♦ дать им возможность получить (с учётом базовых потребностей) общее образование, в том числе по культуре здоровья (валеологии);
♦ создать условия для полноценного отдыха, соблюдения личной гигиены, самообразования, культурного досуга.
В практическом плане это предполагает организацию учебного заведения нового типа, включающего в себя общеобразовательные классы, творческие (в том числе, производственные) мастерские, а также собственную столовую, медицинский кабинет, общежитие (гостиницу), спортивный (тренажёрный) зал, кабинет психологической разгрузки, библиотеку, киноконцертный зал и другие подразделения.
Этап "социальной" реабилитации
Продолжительность этапа — 3 года. Цель — подготовка юношей и девушек к профессиональной деятельности и семейной жизни посредством удовлетворения педагогическими средствами их социальной потребности в самоопределении. Для достижения цели необходимо:
♦ предоставить юношам и девушкам выбор образовательных программ и видов творческой (или практической) деятельности, связанных с будущей профессией;
♦ обучение валеологическим основам семейной жизни (по экспериментально проверенной программе);
♦ создать условия для полноценного отдыха, самообразования, соблюдения личной гигиены, культурного досуга.
Информация по теме:
Теоретические подходы к описанию личностных качеств
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Л ...
Типология криминальной агрессии
Агрессия (лат. – agressio – приступ, нападение) – мотивированное деструктивное поведение индивида, противоречащее принятым правилам и нормам существования людей в социуме, причиняющее моральный, физический, материальный или психологически ...
Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста
Подростковый возраст - период развития детей от 11 - 12 до 15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, возрасту учащихся V - IIX классов. Подростковый возраст называют иначе переходным возрастом, т.к. он характеризуется переход ...