♦ обеспечить их регулярным и здоровым питанием (частично за счёт заработанных денег);
♦ предоставить им возможность полноценно отдыхать (высыпаться ночью), заниматься самообразованием, соблюдать в полной мере личную гигиену, культурно проводить свободное время — прежде всего с членами своего трудового коллектива, что способствует укреплению социальных отношений.
Для практической реализации этапа "соматической" реабилитации нужно создать реабилитационный центр с производственными мастерскими, собственным пищеблоком (столовой), медицинским кабинетом, общежитием гостиничного типа, спортивным (тренажёрным) залом, кабинетом психологической разгрузки, библиотекой, кинозалом, учебным классом и другими подразделениями.
Соматическую реабилитацию несовершеннолетних правонарушителей следует осуществлять посредством трудовой (физической) деятельности как наиболее доступной для них формы социальной активности.
Решение этой задачи осуществляется поэтапно;
Первый этап — выявление трудовых стремлений ("потребностного состояния") воспитанников, выбор ими вида труда, переориентировка и структурирование их трудовой мотивации.
Отношение несовершеннолетних правонарушителей к трудовой деятельности чаще всего носит противоречивый характер: одни из них хотят заняться каким-то видом труда, но понимают что этот труд им не по силам; другие хотят трудиться, но их желание носит "размытый" характер (они мало что знают о видах трудовой деятельности, не знают своих наклонностей и боятся показаться неумелыми). При этом все они не хотят трудиться принудительно — по указке взрослых.
Анализ "потребностного состояния" несовершеннолетних правонарушителей проще всего осуществлять методом опроса (в устной или письменной форме) об их увлечениях и "творческих" достижениях. Правда, в практическом плане этот опрос мало что даёт. Но он имеет психологическое значение — направляет внимание воспитанников на себя (собственные наклонности и способности), то есть актуализирует их потребности. Далее им необходимо предложить различные виды труда — от несложных технологических операций до сложных и творческих видов деятельности (разработка настольных игр в конструкторском бюро СП, технический контроль готовой продукции, работа в столярном цехе и др.). Знакомство воспитанников с разнообразием видов труда и собственный выбор активизируют их трудовую мотивацию.
Второй этап — формирование у воспитанников предметной трудовой мотивации.
После выбора вида (предмета) труда мастеру производства (совместно с психологом или врачом-психотерапевтом) следует заняться усилением заинтересованности воспитанников в выбранной трудовой деятельности (показать её привлекательные стороны, социальную значимость и возможность её исполнения).
Приоритетное место занимают мастерские по разработке и выпуску (комплектации и упаковке) детских настольных игр, поступающих в магазины города (этот вид трудовой деятельности оказался наиболее востребованным подростками). Социально-педагогическая ценность выбранного производственного труда обусловлена многими факторами. Во-первых, это коллективный труд, он сплачивает воспитанников и формирует у них ответственность. Во-вторых, он технологически несложен, экономически выгоден, а главное — его конечный продукт (настольная игра) интересен подросткам в личностном плане (это формирует трудовую мотивацию). Кроме того, этот вид труда носит характер законченного производственного цикла, что позволяет воспитаннику увидеть и оценить собственный трудовой вклад, испытать чувства удовлетворения и социальной значимости. Наконец, хорошая работа материально вознаграждается — подростки получают заработную плату и премиальные (это воспитывает в них самостоятельность).
Информация по теме:
Причины, особенности переживания и последствия внутриличностных конфликтов
Внутриличностный конфликт, как и всякий другой, не возникает на «пустом месте». Человек живет в социальном мире, вовлечен в многообразные общественные отношения, которые воздействуют на него в различных направлениях и с разным знаком. Ни ...
Особенности группы как детерминанты качества группового решения
группа принятие психологический решение
Говоря об эффективности решений принимаемых в группе, следует выявить факторы, влияющие на процесс группового принятия решения. Чтобы разобраться в этом, необходимо проанализировать работы, посвяще ...
Особенности юношеского возраста
Юность - период жизни человека, размещенный онтогенетически между отрочеством и взрослостью, ранняя молодость. Именно в юности происходит становление человека как личности; появляется способность к усвоению конвенциальных ролей, норм, пра ...