Игра - как ведущий тип деятельности детей среднего возраста

Психология » Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению » Игра - как ведущий тип деятельности детей среднего возраста

Детям в столь раннем возрасте нужно научиться управлять широким спектром своих эмоций и чувств. Более того, дети должны найти свои собственные способы разрешения противоречий, возникающих в процессе развития. Им нужно научиться действовать, сознавая свою зависимость от других, устанавливать отношения с людьми, обладающими властью над ними. Вместе с тем им необходимо научиться поступать, следуя своему побуждению действовать самостоятельно. По мнению Э. Эриксона, дети которым не удается разрешить эти ранние психосоциальные противоречия, в дальнейшем могут испытывать затруднения при попытках справиться с аналогичными проблемами.

Именно в игре дети моделируют смысл человеческого существования и те формы отношений, которые существуют в обществе.

"Игра - это такая форма деятельности, в которой дети создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая один предмет другим, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществляемы в последствии" [7].

И поэтому игра является ведущим типом деятельности и дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить еще не может.

В дошкольном возрасте у игры нет своего продукта, это ориентировочная деятельность в собственном и полном смысле этого слова. В игре происходит ориентация ребенка в смыслах взрослой серьезной человеческой деятельности. В игре перед ребенком выступает система отношений людей друг к другу.

По Д.Б. Эльконину игра сама в себе содержит гибель: из нее рождается потребность в настоящей общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важной предпосылкой для перехода к учению. Он подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможность такой ориентации во внешнем зримом мире, которой никакая другая деятельность дать не может.

Было выделено пять уровней взаимодействия маленьких детей:

1) игра в одиночку;

2) игра-наблюдение - ребенок наблюдает за игрой других детей, не вступая с ними во взаимодействие;

3) параллельная игра - ребенок играет рядом с другими детьми теми же игрушками, не вступая во взаимодействие;

4) ассоциативная игра - дети делятся своими игрушками, в какой - то мере взаимодействует, но единого сюжета и цели нет;

5) совместная игра - дети заняты общим делом.

Каждому возрасту соответствует свой способ игры. Пяти - семилетние дети могут взаимодействовать друг с другом, устанавливая правила, разрешая конфликты, помогая друг другу и обмениваясь ролями.

Дошкольники часто играют в сюжетно-ролевые игры, которые требуют от участников истолкования и разделения фантазий друг друга, а так же действий в воображаемой ситуации, определенных особыми правилами. Согласно предположениям Л.С. Выготского, именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству и осваивают другие социальные навыки, а так же способность обдумывать свое поведение и управлять им.

Игра удовлетворяет многим потребностям ребенка - потребность выплеснуть накопленную энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследовать окружающий мир, поэкспериментировать в безопасной ситуации.

Проигрывание ролей дает детям возможность поэкспериментировать с различными моделями поведения и увидеть, к каким это может привести последствиям. Когда они проигрывают различные роли, ими могут двигать подлинные страхи, гнев, радость. Подобные игры позволяют детям выразить свои чувства, разрешить внутренние конфликты и связать эти чувства и конфликты с тем, что им уже известно.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в среднем возрасте сюжетно-ролевая игра имеет важное значение для психологического развития ребенка:

Во-первых, мотивы ребенка существуют в виде обобщающих намерений. С помощью игр ребенок начинает осознавать мотивы.

Во-вторых, ребенок не способен ограничить свою точку зрения от чужой, что приводит к господству только своего мнения. Играя, ребенок научается соотносить различные точки зрения.

В-третьих, игры способствуют развитию произвольного поведения. У ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками.

Информация по теме:

Коррекция импульсивного поведения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством серии релаксационных упражнений
дошкольный задержка психологический импульсивный В психолого-педагогической литературе описаны разные подходы к организации коррекционной работы с импульсивными детьми. Выбор методов коррекции во многом зависит от причин импульсивного по ...

Проективные методики как метод психодиагностики
Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит известному американскому психологу Г. Мюррею (1938). Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать по ...

Изучение основных свойств внимания младших школьников
Изучение индивидуальных особенностей внимания и их объективная оценка необходимы при решении многих практических задач учебной и трудовой деятельности. В их числе проблемы профориентации и профотбора. Целый ряд профессий предъявляет повыш ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта