Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот

Психология » Подростки из неполных семей в МЛС » Психокоррекция нарушений социальной адаптации осужденных из неполных семей и сирот

Страница 3

Четвёртый этап — юный и зрелый возраст (15 лет и старше). В юношеском возрасте у человека актуализируются социальные потребности в самовыражении, самоутверждении, самосовершенствовании, которые интегрируются в более сложную социальную потребность в самоопределении. Социальные потребности остаются доминирующими у человека и во взрослом состоянии (до тех пор, пока он занимается общественно полезной деятельностью). Социальные потребности "вырастают" из соответствующих биологических потребностей: потребность в самовыражении — из потребности в подражании, потребность в самоутверждении — из потребности в игре, потребность в самосовершенствовании — из потребности в саморазвитии. В свою очередь, дополнительные потребности в этот период также преобразуются в потребности более высокого порядка: саморегуляции деятельности и креативности (творческой активности). Средства удовлетворения этих потребностей — различные виды образовательной, культурной и практической деятельности, связанные с самоопределением человека в профессии, браке, культурных увлечениях, других сферах жизни. Чтобы процесс воспитания протекал нормально, деятельность должна строиться на творческой основе, при обязательном праве человека на выбор содержания, способов реализации и оценки её результатов.

Кроме перечисленных социальных потребностей, осознаваемых человеком в качестве своих прав, в юношеском возрасте актуализируются и другие социальные потребности (потребности "для других"), которые воспринимаются им как обязанности. Среди последних с валеологической точки зрения наибольшее значение имеют потребности, связанные с соблюдением нравственных норм поведения и заботой о здоровье окружающих людей. Формирование этих потребностей во многом зависит от реализации в подростковом и юношеском возрасте внутренних побуждений человека к самопознанию, смыслотворчеству, самовыражению и т.д. В процессе осознания своей ценности и индивидуальности, а также самоопределения и саморегуляции деятельности у него формируются такие важные человеческие свойства, как сознательность и ответственность, которые обусловливают всё его поведение [16,c.245].

Если при воспитании человека не учитываются (не удовлетворяются) его доминирующие потребности, то происходит деформация его побудительной сферы, а значит, и личности. Соответственно, встаёт задача социально-педагогической реабилитации, сущность которой состоит в прохождении взрослеющим человеком основных этапов воспитательного процесса заново — на значительно углублённой мотивационной основе.

"Потребностно - информационный" подход к воспитанию и перевоспитанию позволяет определить основные этапы непрерывной социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних правонарушителей и подростков с отклоняющимся поведением. Непрерывность реабилитации обеспечивается за счёт восстановления и формирования мотивационной сферы воспитанников посредством удовлетворения (прежде всего педагогическими средствами) их базовых потребностей: на первом этапе — витальных (соматических), на втором — идеальных (психических), а на третьем — социальных.

Этап "соматической" реабилитации

Продолжительность этапа — примерно 2 года. Его цель — нормализация функционального состояния организма воспитанников путём удовлетворения материальными (трудовыми физическими) и гигиеническими средствами их витальных потребностей (а через это — смягчение у них внутрипсихических противоречий и предупреждение рецидивов отклоняющегося поведения).

Для достижения цели необходимо:

♦ вовлекать воспитанников в трудовую коллективную (доступную, социально значимую, формирующую ответственность) физическую деятельность, построенную в соответствии с "трудовым кодексом" (приёмом на работу, соблюдением режима труда и производственных отношений, мерами поощрения и социальной защиты, материальным вознаграждением и т.п.);

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Информация по теме:

Кризисные периоды в развитии семьи
Семья – древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным способом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на п ...

Жизненно важная роль стрессов
Селье считал, что полная свобода от стресса означает смерть. Стресс не только помогает справиться с острой критической ситуацией, но и - при ее повторении или длительном действии - способствует эффективному запуску специфических, как прав ...

Причины развития патологических форм страха
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Боулби, причиной страха может быть либо присутствие чего-то, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-ли ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта