Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности

Психология » Теоретико-эмпирический анализ взаимосвязи самооценочно-волевых характеристик и структурных особенностей личности студента » Факты и гипотезы о взаимосвязи самооценки и структурных особенностей личности

Страница 3

Несомненно, что кроме характерологических черт, самооценка связана с мотивами, целями, ценностными ориентациями личности. Более того, ценности – это одно из ключевых оснований самооценки [48; 103; 108]. Так, О.В. Дашкевич констатирует, что самооценка, как осознание человеком своих возможностей и результатов собственной деятельности, осуществляется при участии актуальных потребностей и мотивов, отражения в сознании условий деятельности, мобилизации прошлого опыта (инструментального и эмоционального) под влиянием индивидуальных особенностей, основных свойств нервной системы.

З.С. Акбиева, рассматривая такие составляющие самооценки, как доверие к себе, самоуважение, осознание себя, образ себя, чувство собственного достоинтства, уровень притязания, показала, что «взаимосвязь самооценки и направленности личности является динамическим и двухсторонним процессом, обусловленным силой проявления мотивов, входящих в ее структуру, а также уровнем сформированности психологических компонентов самооценки» [2].

В наши дни большую популярность приобретает психосемантический подход к исследованию личности, позволяющий обнаружить иерархически организованные структуры самооценки, отражающие строение системы смысловых образований личности и зависящие от ее ценностей, мотивов, характера [54; 59; 117]. Следует отметить, что в основе самооценивания как интеллектуального действия лежит процесс категоризации. Категоризация – это «акт подготовки (актуализации) к определенному действию – к осуществлению определенной стратегии…» [117, с. 23].

Заметный вклад в современную тенденцию интеграции чертографического и когнитивного подхода к изучению личности внес А.Г. Шмелев [117]. Он рассматривает личностные конструкты как локальные ситуационные черты-стратегии, задающие определенные сценарии поведения для конкретных ситуаций. Сегодня некоторыми авторами исследуются проблемы соотнесения субъективных способов структурирования реальности с личностными чертами. При этом субъективные семантические пространства выступают в качестве операционных моделей категориальных структур индивидуального сознания. Подтверждением этого являются современные исследования, где показаны взаимосвязи личностных характеристик с категориальными структурами сознания. Эти исследования С.Э. Габидулиной, И.Н. Трофимовой, в которых отражены связи формально-динамических характеристик психики с категориальными семантическими пространствами [20; 107]. Так, например, экстраверсия коррелирует со склонностью субъекта использовать в процессе категоризации оценки большей активности и энергичности. Нейротизм связан со склонностью оценивать воспринимаемые объекты и события как пассивные, слабые, неупорядоченные и негативные.

Интересные результаты получены А.А. Лузаковым в исследованиях связи мотивационных тенденций (мотивации достижения успехов и избегания неудач), ценностных ориентаций (терминальные ценности М. Рокича, ценности Ш. Шварца) и характерологических черт личности (уровень «кортикального контроля» – вторичный фактор Р. Кеттелла – Q – III, черты личности по В 5) с особенностями субъективной категоризации в сфере межличностного восприятия и оценивания [59]. Так, например, эмпирически выделенные группы («прогматики», «триножные» и «гедонисты»), различающиеся профилем личностных черт, продемонстрировали индивидуальные особенности восприятия и оценки себя и других.

В работе Е.В. Гавриловой показаны связи особенностей субъективных семантических пространств с ценностными ориентациями субъекта. Обнаружено, что у представителей различных ценностных групп системы координат межличностного познания различаются по количеству познавательных категорий, их содержанию и различающей силе. Так, «субъекты «Ориентированные на познание» по сравнению с «Прогматиками» обладают большей когнитивной дифференцированностью, социальной перцепцией (по различающей силе факторов)» [21, с. 121].

Из вышесказанного следует, что доказано наличие взаимосвязи категориальных структур сознания с личностными чертами, такими как темперамент, характер, направленность. Однако, указанные работы посвящены, главным образом, проблеме межличностного восприятия, а индивидуальные особенности категоризации «Я» остаются малоизученными. Самостоятельной задачей является установление и описание категориальных структур сознания применительно к самовосприятию. «Выявление упорядоченных, присущих самой личности и значимых для нее направлений самовосприятия и самоотношения позволяет адекватно раскрыть и содержательные аспекты Я-концепции» [54, с. 57].

Страницы: 1 2 3 4

Информация по теме:

Представления старшеклассников о будущей профессии
Проблема профессионального самоопределения, представлений о своем профессиональном «Я» тех, кто завтра выйдет на рынок труда и будет производительной силой общества, является чрезвычайно актуальной. Процесс окончательного принятия решени ...

Мотивационные основы профессионального самоопределения старшеклассников
Еще один момент, связанный с профессиональным самоопределением,- изменение учебной мотивации. Старшеклассники, ведущую деятельность которых обычно называют учебно-профессиональную, начинают рассматривать учебу как необходимую базу, предпо ...

Операциональная теория интеллекта
Согласно Ж. Пиаже [17], интеллект - это наиболее совершенная форма адаптации организма к среде, представляющая собой единство процесса ассимиляции (воспроизведение элементов среды в психике субъекта в виде когнитивных психических схем) и ...

Популярное

Система саморазвития человека

Почти каждый человек, понимает об необходимость саморазвития. Но очень немногим удается довести эту идею до какого-то конкретного результата.

Конфликты в семье

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества существовали и в прошлом...

Меню сайта